В Петроградском районе открыли памятник слепым слухачам
На Стрельнинской улице в Петроградском районе открыли памятник слепым слухачам. Он украсил одноименный сквер, который получил название по инициативе Всемирного клуба петербуржцев.
«В этом году мы отметили две очень значимые даты для Петербурга: 80 лет с момента полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 80 лет с момента окончания Ленинградской битвы. Для многих петербуржцев это малоизвестный факт – как помогали защищать ленинградское небо слепые слухачи. Это люди, благодаря таланту которых удалось сохранить тысячи жизней защитников и жителей блокадного Ленинграда. С помощью специальной системы воздушного поиска, с помощью уникальных слуховых способностей, они предупреждали командование о том, что надвигается обстрел», – сказала вице-губернатор Петербурга Наталья Чечина.
По ее словам, место установки памятника выбрано не случайно. Сквер Слепых слухачей примыкает к зданию библиотеки слепых и слабовидящих, в котором до революции находилось Петровское общество вспоможения бедным прихода Введенской церкви, а после революции и все дни блокады – Дом просвещения слепых им. В. А. Шелгунова.
Перед скульптором и архитектором стояла непростая задача: площадь сквера, для которого изготавливали памятник, небольшая, а произведение должно было получиться монументальным. В первую очередь по духу.
«Это, наверное, единственный памятник в нашем городе, который можно трогать руками. Он создавался, чтобы у слепых людей была возможность взаимодействовать с ним. Высота бронзового памятника 2 метра. К нему ведет двухступенчатый подиум, по которому можно подняться и потрогать его», – рассказала скульптор автор памятника Мария Третьякова.
Это уникальный случай, когда создается пластическая композиция, к которой можно прикасаться буквально кончиками пальцев, и через эти прикосновения прочувствовать весь ужас войны, говорит архитектор Леонид Копыловский.
«Мы специально, создавая эту композицию, кроме главного элемента – собирательного образа слепого слухача, окружили его деталями технического дизайна, которые переносят нас в годы войны. Тем самым мы хотели рассказать о войне без лишнего пафоса, человеческим языком. В нашей работе нет постамента, вся пластика композиции начинается от земли, что позволяет визуально увеличить скульптурную массу», – рассказал Леонид Копыловский.
Добавим, что на работу ушло 2,5 года.