Яндекс.Метрика
  • Александр Смирнов

70 квадратных метров Русско-японской войны: чем интересен музей, посвященный этому сражению

В 2024 году исполнилось 120 лет с начала той военной кампании
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Ддя большинства читателей история Русско-японской войны наверняка ассоциируется с двухтомником романа Александра Степанова «Порт-Артур». Книга написана настолько талантливо, что ни у кого не возникало сомнений в том, что ее автор лично был свидетелем описываемых событий.

«На самом деле ни сам писатель, ни его отец ни разу в жизни не были в Порт-Артуре. Заявляю это со всей ответственностью, – огорошил создатель и хранитель музея о Русско-японской войне Сергей Шершнев. – Возможно, в Управлении агитации и пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии писателю и подсказали придумать себе «порт-артурскую» часть биографии. Печатать в СССР воспоминания о войне мальчугана – это одно. Выпускать миллионными тиражами книгу бывшего царского гвардейца – совершенно другое».

Сергей Шершнев ранее никакого отношения к истории флота не имел. В его роду не было участников или историков той войны. Родился в Ленинграде в совершенно обычной семье. После
школы окончил Военно-политическое училище Внутренних войск МВД СССР.

Конечно, он читал труды участников Русско-японской войны. Но когда в 2007 году от руководства Эрмитажа поступило необычное предложение о создании музея Русско-японской войны в Петербурге, полковник внутренних войск в отставке взялся за его реализацию. И за тринадцать лет маленькое частное собрание превратилось в место хранения уникальных коллекций и экспонатов.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

244 МОДЕЛИ

В Японии гордятся своим военно-морским музеем, посвященным ее победе над Российской империей. Но в нем представлены лишь 27 моделей кораблей, участвовавших в войне. Ни одной модели русского корабля. В нашем Центральном военно-морском
музее выставлены модели 26 кораблей русского флота, сражавшихся в Тихом океане. И ни одного японского.

В здании на набережной Мойки выставлены 244 модели кораблей той войны – всех японских, действовавших против флота России, и всех русских, всех трех Тихоокеанских эскадр и отдельного Владивостокского отряда крейсеров.

В Петербурге есть корабль-музей «Аврора» – участник Цусимского сражения. Крейсер на ходу, но воссоздан по своему образцу 1917 года, а в коллекции представлена модель корабля, каким он был еще в 1904-м. В Японии корабль-музей «Микаса» –
флагманский броненосец адмирала Того – обездвижен бетоном. Практически врос в берег.

О сухопутных сражениях Русско-японской войны мы помним лишь по печальной мелодии одноименного вальса. А в музее этому посвящен целый зал, там рассказывается о схватке двух армий – русской и японской. Десять диорам, показывающих сверху и в разрезе мортирную батарею японцев, которые с суши
топили своими снарядами русские корабли в Порт-Артурской бухте, и позиции русской крупнокалиберной береговой батареи на так называемом Электрическом утесе. А еще есть диорама, показывающая уникальный эпизод в истории Маньчжурского фронта – запуск летом 1904 года русскими военными воздухоплавателями воздушного шара № 4 с названием «Санкт-Петербург» с целью корректировки огня нашей артиллерии по японским позициям.

Рядом можно увидеть фотографию 1904 года, на которой запечатлен аппарат ВВС царской армии.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

ШКУРЫ АКУЛЫ И ЗМЕИ

Уникальные экспонаты музея Русско-японской войны – это мундиры воинов той эпохи. Вот, например, парадный мундир с эполетами мичмана российского флота – подлинный, дореволюционный. Или гимнастерка рядового русской пехоты, кители мичмана японского флота и майора японской армии… По соседству выставлено обмундирование двух талантливых соперников в Тихом океане – сюртук вице-адмирала Макарова с орлами на погонах, орденом Святого Георгия на груди и с флотским кортиком и мундир главнокомандующего флотом Японии графа Хэйхатиро Того, разгромившего русский флот в Цусимском сражении. Конечно, это копии.

Кстати, приобретение мундира Хэйхатиро Того – целая эпопея. Рост национального героя Японии был всего 152 сантиметра. Среди японцев мало кто обладает гренадерской статью, но физическая миниатюрность маршала флота не помешала ему войти в историю своей страны.

Мундир адмирала Хэйхатиро Того с его фамильным мечом самурая и орденом Восходящего солнца (высшей наградой Японии) бережно хранили в футляре в музейной коллекции на броненосце «Микаса».

«Японцы посещали наш музей на Мойке восемь раз, – рассказал
Сергей Шершнев. – И мы договорились, что они подарят нам точную копию всего боевого облачения маршала флота. Правнук адмирала, капитан 1-го ранга японского флота в отставке Хиросиро Того был однокашником главкома японского флота по военно-морской академии… Это облегчило переговоры с директором музея «Микаса». При этом правнук личного портного
адмирала Того, тоже портной высшей квалификации, сумел добыть сукно для мундира, которое хранилось с 1903 года, и снял мерку с оригинала обмундирования победителя в Цусиме. Вместе с тем оружейники изготовили точнейшую копию фамильного меча: рукоять из шкуры акулы, а темляк – из змеиной. Японцы сняли целый документальный фильм о том, как они для петербургского музея изготовили ценнейшие копии».

Сергея Шершнева тоже приглашали в Японию – в порт Сасебо, где и находится военно-морской музей.

«В начале ХХ века там стоял военно-морской госпиталь, в котором адмирал Того навещал раненного в Цусимском сражении адмирала Зиновия Рожественского, – продолжил рассказ наш собеседник. – Кстати, американцы в 1945 году, когда оккупировали Японию, не только варварски разграбили броненосец-музей «Микаса», но и снесли историческое здание госпиталя и построили на его месте казарму  для американских солдат. Японцы уже знали, что я участник боевых действий, награжден. Спрашивают – за что я воевал? Я им ответил так: «Воевал за то, чтобы никто на месте, памятном для нашей русской истории, не построил казарму для иностранных солдат».
Впрочем, расстались мы вполне дружелюбно. Японцы не раз предлагали нам продать коллекции. Но я русский офицер и историю своей родины не продаю».

ПОД ВЗОРОМ ИКОНЫ

Между тем о мирском и греховном перестаешь помышлять, едва перешагнув порог этого музея. От духовенства Русской православной церкви музею передана точная копия иконы Божьей Матери, когда-то утешавшей и даровавшей духовную силу защитникам Порт-Артура.

В военно-морском зале на стене висит портрет командующего эскадрой вице-адмирала Зиновия Рождественского. Автор
работы – Зиновий Дмитриевич Спечинский, правнук флотоводца. В Петербурге действует союз потомков моряков Цусимского сражения, их более 290 человек. Есть общество потомков обороны Порт-Артура – один из его членов, внук героя обороны подпоручика Витвинского, работает экскурсоводом в этом музее.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»