Яндекс.Метрика
  • Карина Галия

Наталия Яблонская: «Здорово, что жители и туристы города, гуляя по Невскому проспекту, останавливаются и видят в окнах музейные экспонаты»

Начальник отдела «Невский, 19» Государственного музея городской скульптуры – о выставочном пространстве, про которое пока мало кто знает
Фото: пресс-служба Музея городской скульптуры

– Расскажите о новом пространстве «Невский, 19».

– «Невский, 19» – это новая локация музея городской скульптуры. Мы получили эти помещения в 2021 году, продумали концепцию, подготовили проект, сейчас ждем финансирование, чтобы сделать ремонт, после этого уже откроемся и полноценно будем работать.

А пока, чтобы обозначить присутствие музея, мы задействуем такой ресурс, как витринные окна. Первую выставку в окнах мы сделали с Антониной Фатхуллиной. Оценив лофтовое состояние наших помещений, она захотела разместить свои работы еще и внутри пространства. Так родился режим работы в формате «приоткрытых дверей» – в среднем два раза в месяц мы принимаем посетителей бесплатно, но по предварительной регистрации. Первые свои выставки мы делали с современными скульпторами, а потом решили, что в нашем помещении, готовящемся к ремонту, очень уместно поговорить о главной задаче музея городской скульптуры – сохранении и реставрации памятников в городской среде. В итоге все получилось, мы активно работаем и с современным искусством, и с историческими темами, в орбите нашей деятельности много единомышленников, партнеров, просто людей, интересующихся историей и культурой. Они приходят на все наши мероприятия, на встречи со скульпторами, реставраторами, искусствоведами. Мы протестировали наши идеи о том, какими темами будем заниматься, поняли, как именно наше пространство готово работать с экспонатами.

Когда нам передавали два этажа на Невском, 19, Музей городской скульптуры остро нуждался в фондовых помещениях, но, получив 400 квадратных метров в центре города с планировкой общественного пространства, было бы странно использовать их под фонды. Расположение в начале Невского проспекта – это повод сделать здесь филиал, который будет визитной карточкой музея.

– Какие темы и проекты вам хочется здесь реализовать?

– Здесь мы говорим о том, что такое музей городской скульптуры вообще, поскольку это удивительный музей без стен, который создавался в 1932 году как музей-некрополь, благодаря чему для потомков были сохранены некрополи Александро-Невской лавры. В 1939 году музей получил городскую коллекцию: памятники, монументы и мемориальные доски, которые находятся в городской среде. Это удивительная ситуация, когда основные предметы музейной коллекции находятся на улицах города. Аналогичного музея больше нет нигде, этим он уникален, таким образом уход за памятниками организован только в Санкт-Петербурге.

В будущей экспозиции мы будем рассказывать обо всех темах, с которыми музей работает: история создания памятников, проблемы и опыт сохранения скульптуры в городской среде, а тут и природные факторы, и воздействие человека, и, конечно, научная реставрация.

Нам кажется важным работать с современным искусством и обсуждать, каково его место в городе, какой должна быть современная скульптура, и поэтому на первом этаже мы сохраним часть пространства как выставочное, а также будем продолжать делать проекты для окон.

Музей городской скульптуры «растворен» в городе. Даже когда мы не собираемся в музей, мы уже в нем, потому что соприкасаемся с памятниками и мемориальными досками, просто гуляя по улицам и площадям. Витринными окнами он обращен к посетителям 24/7 и бесплатно радует всех прохожих. У нас совершенно особый музей, занимающий на музейной карте Петербурга достойное место.

– Какую выставку в окнах сейчас могут увидеть посетители?

– Мы с коллегами обратили внимание – когда очередной проект уже реализован, ты влюбляешься в него. Каждый новый проект снова становится любимым, предметом гордости. Выставка «Пять слов поэта», которую мы открыли к 225-летию Пушкина, займет в наших сердцах особое место, потому что тут все очень удачно совпало: интересная кураторская идея, воплощение, процесс создания и результат, который мы представили публике.

Пушкин для нашего музея – одна из центральных фигур. Когда планируешь выставку к большим датам, очень хочется сделать что-то неформальное. У моей коллеги Екатерины Карповой родилась идея – обратиться к Пушкинскому дому для того, чтобы узнать, какие слова поэт употреблял чаще всего. Исследование словарного запаса Пушкина шло не одно десятилетие, в результате в 1956–1961 годах был издан четырехтомный «Словарь языка Пушкина» с алфавитным перечнем всех слов (более 21 000), которые встречаются в текстах из большого академического собрания сочинений поэта. Сотрудники Пушкинского дома, изучив современные исследования, посвященные поэтическому языку Пушкина, выделили 10 смысловых существительных, чаще всего повторяющихся в поэтическом корпусе пушкинских текстов: друг, день, любовь, душа, сердце, рука, бог, ночь, царь, сон. Эти слова мы показали пяти скульпторам, попросив каждого выбрать одно слово, чтобы в окне его проиллюстрировать.

– Кто стал автором скульптурных композиций для выставки «Пять слов поэта»?

– Авторы скульптур очень отличаются и по возрасту, и по образованию, по художественному почерку и по тому, как они выстраивают свои взаимоотношения с искусством. Нам было важно, чтобы каждый художник выразил языком скульптуры те слова, которые в его творчестве тоже имеют большое значение и важны именно для него. Получился удивительный диалог творчества поэтического и пластического.

Вот как в результате сложились пять окон. Павел Игнатьев взял слово «сон». Он разместил в окне белые объекты из гипса и силикона. И это обращение к теории бессознательного, где есть представление о том, что в снах мы все подключаемся к единому информационному полю и сон Пушкина, Гомера, современного человека – это единое пространство символов. Некое размышление о сне, где образы могут быть пересекающимися: и античные, и реальные, и фантазийные. Это не первое обращение скульптора к такой теме, сон является объектом его творческого исследования.

Следующий автор – Андрей Люблинский, скульптор, дизайнер, который создает объекты, активно взаимодействующие с человеком. Как дизайнер он очень активно работает с цветом и формой. Его окно самое цветное, самое заметное. В центре работы – яркое, красное, пульсирующее сердце. Если зритель знаком с его творчеством, он увидит цитаты из других работ и узнает его художественный почерк.

Марина Спивак представила скульптуру на тему «царь». В ее творчестве большое место занимает тема империи. Она начала эту серию работ еще в 1990-х годах и ее продолжает. Очень интересным эстетическим впечатлением для нее стало знакомство с бронзовой скульптурой из Бенина, африканское искусство ее потрясло своей формой. В результате появилось осмысление того, что вообще такое империя. Это совпало в 1990-е годы с развалом Советского Союза, с совершенно новыми ощущениями человека в городе, у которого почва ушла из-под ног. Все эти события пластически Мариной осмысляются. В окне – бронзовая тяжелая, массивная подставка и тонкие элементы, которые наверху размещены как некая корона.

Антонина Фатхуллина и Петр Дьяков – два выпускника Академии Штиглица, скульпторы-монументалисты с очень своеобразным творческим почерком – моложе остальных участников выставки. Основной рабочий инструмент скульптора – руки. Петр Дьяков начал изучать руки с точки зрения формы, используя слепки собственных рук для создания образов. Выбрав для выставки слово «рука», он тонко обыграл филологичность выставки. В окне мы видим слово, собранное из слепков кистей, но не можем его прочитать. Эта работа про паузу и молчание, промежуток между буквами и словами. Петр задает вопрос, что важнее – форма или пространство между формой.
Слово «любовь» у Антонины Фатхулиной получилось выразить через обращение к характерному для эпохи Ренессанса образу Путти. Исследуя тонкий мир чувств, она обращается к своему любимому материалу – металлу. Амур собран из огромного количества стальных колец, которые сварены друг с другом. И нам остается в очередной раз восхищаться невероятной точностью формы и силуэта при такой необычной трудоемкой технике.

– Как удается показывать произведения искусства в витрине?

– Выставка в окне – сложный жанр, тут есть тонкая грань, чтобы не превратить это в китч. Все привыкли к тому, что витрины нам что-то продают, а мы показываем высокое искусство. Скульптура – объемный объект, который можно с разных сторон посмотреть и обойти, а у нас – плоскость окна без возможности кругового обзора. Собрать скульптурную композицию в окне так, чтобы зрителю было удобно на нее смотреть, непросто. Но нам кажется, все получилось. Даже в том, в каком порядке работы расположились, можно найти логику: от максимальной яркости Андрея Люблинского через плотное заполнение витринного пространства белыми объектами Павла Игнатьева, через жесткую металлическую форму Марины Спивак к менее заметному объекту Петра Дьякова до воздушного ангела Антонины Фатхуллиной, который почти растворен.

Все выставки в окнах снабжены информационным материалом, он находится в QR-кодах, там можно найти описания работ и размышления авторов.

Факт
Выставка «Пять слов поэта» продлится до 15 ноября.
Актуальную информацию о расписании можно найти в группе.