Учат в школе: вскоре по всему Петербургу зазвучат первые школьные звонки нового учебного года
Где-то витает запах масляных красок и обожженной глины, а где-то в коридорах слышен легкий стук пуантов. Речь идет о творческих школах города – музыкальных, художественных, хореографических. Всего в городе 70 учреждений творческого образования, подведомственных Комитету по культуре и районным администрациям.
Помимо школ это еще и училища: старейшее профессиональное образовательное учреждение – Хоровое училище имени М. И. Глинки, музыкальные училища имени Н. А. Римского-Корсакова и М. П. Мусоргского, Музыкально-педагогическое, Художественное училище имени Н. К. Рериха, Техникум библиотечных и информационных технологий, а также одно из самых молодых и успешно развивающихся заведений – Академия танца Бориса Эйфмана.
В школах искусств, лицеях и учреждениях среднего профессионального образования в сфере культуры сегодня обучается почти 40 тысяч человек. Студентами училищ в этом году станут 650 молодых ребят. В школы искусств впервые придут почти 3 тысячи учеников в возрасте от 6 с половиной до 12 лет. Ребята прошли конкурсные испытания и будут учиться за счет бюджета города.
СРЕДСТВО ОТ СТАРЕНИЯ МОЗГА
Татьяна Черниговская, профессор, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, неоднократно отмечала, что некоторые части мозга у творческих людей работают более активно, чем у остальных.
«Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая настройка нейронной сети. Не так важно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, в дальнейшем к сложной когнитивной работе. В некотором смысле это инвестиция в свою старость», – подытожила профессор в одном из своих многочисленных интервью.
По ее словам, те, кто занимается музыкой и творчеством, на годы отодвигают болезнь Альцгеймера, а их память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Начальное музыкальное образование в эпоху СССР негласно было обязательным во многих семьях. Пропитанные слезами пособия по сольфеджио передавались от родителей к детям. Сейчас приоритетом в творческом образовании считается трехступенчатая система подготовки будущих профессионалов: школа, училище, вуз.
В минувшее десятилетие основными направлениями стали фортепиано, струнные, народные, духовые и ударные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, хореографическое и театральное искусство, хоровое пение, живопись, декоративно-прикладное творчество и архитектура, дизайн. Во всех школах отмечают рост интереса к художественному образованию, это подтверждается и высоким конкурсом при поступлении. Поэтому во многих учреждениях разработали дополнительные программы эстетического развития для дошкольников.
Благодаря многочисленным телевизионным музыкальным проектам стали активно развиваться направления сольного пения и электронных инструментов. Традиционной популярностью пользуются программы обучения игре на фортепиано, а также живописи, хореографии и театральному искусству.
Также в последние годы наметился устойчивый интерес детей и родителей к народным инструментам, фольклорному искусству, эстрадно-джазовым и театральным программам. В школах открываются новые классы обучения игре на гуслях, балалайке, отделения фольклора, инструментов эстрадного оркестра.
НАЦПРОЕКТ «КУЛЬТУРА»
Благодаря реализации национального проекта «Культура» и региональным программам правительства Санкт-Петербурга за несколько лет все учреждения творческого образования, подведомственные городу, модернизовали и закупили оборудование, обновили музыкальные инструменты.
«Внимание к нашим детским школам искусств и их финансовая поддержка – залог их успешного развития и сохранения лидерских позиций в России. Приобретение новых музыкальных инструментов, капитальные ремонты концертных залов, оснащение современным оборудованием – это уже не мечта, а реальность! Благодаря национальному проекту мы также смогли обучить преподавателей на курсах повышения квалификации в лучших высших учебных заведениях России», – рассказала Алла Никитина, заслуженный работник культуры России, директор Санкт-Петербургской детской школы искусств имени М. И. Глинки.
К слову, в самой этой школе конкурс на одно бюджетное место, в зависимости от направления, составил от 2 до 10 человек. Здесь было принято решение об открытии нового направления – по программе «Музыкальный фольклор».
В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ШКОЛЬНИКИ?
Визитная карточка Детской школы искусств имени И. О. Дунаевского – эстрадно-джазовое отделение, отметил руководитель учреждения Михаил Мальцев.
К слову, на базе этой школы проходит Всероссийский конкурс детского и юношеского джазового творчества «Мы из джаза», а его конкурсные прослушивания и гала-концерт проводят в единственной в России Филармонии джазовой музыки.
«Школа постоянно взаимодействует с ведущими джазовыми музыкантами России. 25 июля этого года учащиеся и преподаватели эстрадно-джазового отдела выступили в атриуме выставки «Мой Петербург» (0+) в рамках Дня джаза с народным артистом России, композитором и саксофонистом Игорем Бутманом. Необходимо заметить, что Игорь Михайлович не в первый раз приглашает учеников и преподавателей школы принять участие в мероприятиях подобного масштаба, тем самым подчеркивая высокий профессиональный уровень подготовки», – рассказал Михаил Мальцев.
2025 год станет для школы особенным – коллектив и воспитанники готовятся к 125-летию Исаака Дунаевского. А еще с этого учебного года открывается отделение мюзикла.
ПРОКОФЬЕВ В КИТАЕ
Масштаб Санкт-Петербургской детской школы искусств имени С. С. Прокофьева за 10 лет существенно возрос – раньше учреждение могло обучать до 500 человек, сейчас – более 620. Были открыты классы балалайки и гуслей, год назад начало работу отделение музыкального фольклора.
По нацпроекту в школе проведен капитальный ремонт концертного зала, и теперь это одна из самых современных по техническому оснащению площадок Калининского района, заметила директор школы Ксения Шварц.
«В 2023 году школа получила третье здание. Сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для открытия театрального отделения. Благодаря нацпроекту значительно обновился парк музыкальных инструментов, закуплено электронное оборудование для учебных классов, пополнены библиотечные фонды», – перечислила директор.
Школа развивает международные связи. Российскую и петербургскую модель творческого образования активно перенимают в Китае.
«В январе 2024 года по согласованию с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга школа подписала меморандум о творческом сотрудничестве с Шэньчжэньским международным центром искусств имени С. С. Прокофьева в Китае. Переговоры инициировал сам центр, чтобы расширить сотрудничество российских и китайских музыкальных образовательных учреждений, способствовать культурному обмену и укрепить двусторонние связи», – добавила Ксения Шварц.
В ПЕРВЫЙ РАЗ В НОВЫЙ КЛАСС
В сентябре в Колпинском районе откроется новое здание Детской художественной школы № 3. Учреждение с богатой историей обретает современный дом – ранее школа размещалась на первом этаже жилого здания. Площадь новой площадки – в пять раз больше! Классы оснащены по всем стандартам 2024 года – интерактивные доски, оборудование для керамики и компьютерной графики, современная мебель, разные приспособления для творчества.
В 2025 году должно завершиться строительство здания в Невском районе для размещения новых отделений Детской школы искусств имени Михаила Глинки. Пятиэтажный объект на Союзном проспекте будет включать учебные помещения, малый и большой театрально-концертные залы. Открытие школы позволит принять на занятия ребят из активно развивающейся части города.