Как найти и воспитать кадры для судостроительной отрасли
Помощник президента РФ Николай Патрушев сегодня провел совещание в Морском техническом университете. С каждым годом в стране усложняется ситуация с кадрами в судостроительной отрасли – как с инженерами, так и с высококвалифицированными сварщиками, сборщиками, токарями. Сейчас очевидно, что справиться с задачей можно только комплексно, выращивая будущие кадры еще со школы.
По словам Николая Патрушева, к 2030 году российские предприятия будут нуждаться как минимум в 80 тысячах специалистов. И особенно это скажется на Петербурге, обладателе самого обширного судостроительного кластера. Впрочем, большие и малые верфи сейчас строятся и в других городах Северо-Западного округа, а местные техникумы куют для них рабочих.
Одной из мер, которую намерено принять государство, станет возможное возвращение в кораблестроительные вузы специалитета – пятилетнего обучения. Второй шаг – увеличение числа бюджетных мест, в частности, сейчас различные вузы страны одновременно обучают на бюджете почти 200 тысяч будущих корабелов – а есть ведь еще и платные места. При этом все меньше выпускников школ выбирают для сдачи ЕГЭ по физике, основной науке для будущего инженера.
«В 2019 году 160 тысяч сдавали физику, а сейчас только 91 тысяча. И в результате Министерство образования даже разрешило принимать на инженерные специальности людей с сертификатом по информатике, а это неминуемо скажется на качестве подготовки специалистов», – отметил Патрушев.
Впрочем, в Петербурге качество традиционно высоко: средний проходной балл по одному экзамену в Корабелку вырос за последние три года с 78 до 84, конкурс – с 4,7 человек на место до 8.
Пока что дефицит кадров на верфях Северо-Запада – 2,5 процента, отметил полномочный представитель президента в СЗФО Александр Гуцан. Но есть предприятия (в частности, в Мурманске и в Северодвинске), где он превысил 10 процентов. Необходимые кадры из числа школьников куют в специальных инженерных классах, которые, взяв для примера опыт петербургских коллег, открылись уже в 33 школах шести субъектов.
А пример Петербург подает действительно хороший. В Северной столице одновременно строятся до 60 кораблей. В отрасли заняты 60 тысяч человек. 20 процентов всего машиностроительного комплекса – 40 предприятий – это верфи и судозаводы, конструкторские бюро и сопутствующие организации. Такие цифры привел губернатор Петербурга Александр Беглов. На факультетах, имеющих отношение к судостроению, в нашем городе обучаются одновременно 27 тысяч студентов. Еще три с половиной тысячи – в средних специальных учебных заведениях. И их число будет расти. В частности, в этом году в городе откроется новый полигон Колледжа автоматизации производства, а колледж судостроения получил новый корпус, что позволит увеличить число студентов на 450 человек.
«Что касается школ, инженерных классов, то их в Петербурге 14, и мы постараемся, чтобы скоро математические центры для детей работали в каждом районе. Город и сейчас поставляет победителей мировых математических олимпиад. Совместно с Политехническим университетом начнут работать и молодежные конструкторские бюро. А для того чтобы дети могли приобщаться к интересной для них профессии еще в школе, мы вложили три с половиной миллиарда рублей в школьные лаборатории», – заявил губернатор.
Стоит добавить, что Ленинградская область тут старается не отставать, и инженерные классы появились уже в Тосно, а вскоре откроются в Шлиссельбурге, Новой Ладоге и Сосновом Бору.
«Мы работаем в режиме трехсторонних соглашений. Это школа, Морской технический университет, поставляющий преподавателей, и будущий работодатель. Среди последних – Выборгский судостроительный завод, корпорация «Алмаз-Антей» и другие», – пояснил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Глава области отметил, что токари и сборщики на судостроительных предприятиях зарабатывают по 100 тысяч рублей, а сварщики – 160 тысяч, но дефицит рук все равно имеет место.