Яндекс.Метрика
  • Валерия Троицкая

Ирина Пухова: «Книжный рынок требует отклика на важные события»

Создатель популярного Telegram-канала о литературе "Кризис драмы" считает, что сейчас нашей стране не хватает серьезной прозы
Фото: личный архив Ирины Пуховой

Ирина Пухова – книжный блогер, в прошлом директор «Читай-города», создатель популярного Telegram-канала о литературе «Кризис драмы». В книжной индустрии с 2009 года.

– Ирина, расскажите немного о себе. Как пришли в книжную индустрию, чем занимались?

– Читать я любила с самого детства и могла проводить часы в книжных магазинах, теряясь в мире книг. В 2009 году моя жизнь круто изменилась: я случайно увидела объявление о вакансии на двери книжного магазина и, не раздумывая ни секунды, откликнулась и подала заявку. Представьте мою радость, когда меня приняли на работу заведующей. Это было как исполнение мечты: теперь я могла проводить долгие часы среди книг, но с той разницей, что мне за это еще и платили.

– У вас интересный Telegram-канал, где вы с подписчиками обсуждаете литературу. Как и с какой целью он был создан?

– Изначально я делилась в нём своими эмоциями и чувствами, которые во мне пробуждали книги, писала свои мысли и переживания по поводу работы. Это был своего рода личный блог на литературную тему, которая со мной всю жизнь… Но со временем формат канала стал меняться – в первую очередь благодаря моим подписчикам. Теперь нельзя сказать, что это мой канал: это наш канал, где атмосфера в комментариях не менее важна, чем сами посты.

– Каких авторов и какой литературы сейчас не хватает читателю? 

– Книжный бизнес сейчас – в большей степени маркетинг, нежели литература. Много комиксов, YA-литературы и «модных» писателей, и не так много высокой литературы, как хотелось бы. Сейчас не хватает серьёзной прозы, в которой авторы поднимают проблемы, стоящие перед нашим народом и страной. В первую очередь это, конечно, конфликт на Украине. Не хватает книг, воплощающих дух эпохи, способных передать атмосферу времени, в котором мы живем.

Именно сочетание универсальных тем, близких каждому поколению, и яркое отражение исторического контекста делает великие книги непреходящими, актуальными для читателей на протяжении веков. Они служат мостом между прошлым и настоящим, помогая нам осознавать, что многие проблемы и радости остаются неизменными, несмотря на все изменения в мире.

Как бы вы оценили уровень молодых авторов?

– Уровень у каждого из молодых авторов, которых я читала, конечно, разный. Кому-то не хватает литературного опыта, кому-то нужен хороший редактор. Это все со временем придет, если автор будет работать над собой. Хочется пожелать им оставаться собой, не впасть в зависимость от трендов и конъюнктуры. Тут соблазн, к сожалению, очень велик – путь автора к полкам книжных магазинов куда короче и проще, если он будет затрагивать «правильные», с точки зрения издательства, темы и игнорировать «неправильные». Поэтому молодым авторам очень важно найти альтернативные пути к читателю, минуя монополистов рынка. Сейчас, как мне кажется, наиболее удобной площадкой является Telegram.

– Вы согласны с мнением, что главная проблема книжной отрасли – в монополизме рынка?

– Не главная, но проблема есть. Монополизм рынка – следствие отсутствия должного внимания государства к отрасли. Естественно, маленьким независимым издательствам и книжным магазинам очень сложно конкурировать с крупными игроками, и без регулирования со стороны государства образуются монополии, а независимые участники становятся скорее нишевыми.

– Как идет противостояние крупных книжных сетей и маленьких независимых магазинов?

– Позволю себе аналогию: крупные сети и независимые магазины – это как сетевая доставка еды и ресторан авторской кухни. Независимые магазины и издатели не могут конкурировать с крупными сетями за массового читателя, поэтому их задача – найти «своего» читателя, «своих» авторов. Пример – книжная лавка «Листва» и издательство «Черная сотня».

– Вы долго работаете в отрасли. Как для себя объясняете эту боязнь и нерешительность издательств в освещении темы СВО?

– Тут всё просто. СВО – резонансная тема. Такие темы вызывают возмущение и споры, что может привести к потере покупателей с одной из сторон. А цель бизнеса – сохранить покупателей. Игрокам книжного рынка так проще и безопаснее. Поддержка СВО несет риски включения в официальные санкционные списки или неофициальные «списки отмены». В то время как игнорирование этой темы практически не несет никаких рисков для бизнеса, поэтому они предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления.

– Каково, на ваш взгляд, реальное отношение представителей книжной отрасли к СВО?

– Некоторые представители «литературной богемы» открыто высказали свое «фи» начавшейся специальной военной операции. Причин тому много, но основная – ценности, разделяемые большинством граждан нашей страны, были для них чужими. Основная же масса книжного сообщества старалась оставаться нейтральной. Блогеры постили ароматические свечки на своих книжных полках и радовались красивым обложкам новых изданий. Издательства, как я уже сказала, игнорировали конфликт, ибо это «резонансная тема»... Книжные магазины задвигали редкие книги про Донбасс в дальние уголки торгового зала.

Сейчас ситуация начала меняться. Спустя 2,5 года после начала СВО стали появляться патриотически настроенные авторы и блогеры, которые не боятся выражать свою позицию и в книгах, и в публичных высказываниях. Издательства тоже постепенно осознали, что «отмолчаться» не получится. Рынок требует отклика на важные события, и они начали издавать книги, посвященные конфликту на Украине. Литература неизбежно реагирует на события, которые волнуют общество.

– Что нужно, чтобы в отрасли произошел настоящий разворот – к русскому слову и русской культуре?

– В России много талантливых писателей, которые в решающий момент не отвернулись от страны и народа. Это и известные писатели, и молодые авторы. Есть все предпосылки разворота к русскому слову и русской культуре. Что же нужно, чтобы он произошел? Конечно, желательно участие государства. Ситуацию, когда чиновники отдали книжную сферу на откуп монополистам и «тусовке», мы будем еще долго и упорно разгребать.

Но главное – роль самих авторов, которые должны удвоить, утроить, удесятерить свои усилия по созданию честных и смелых произведений, отвечающих на вызовы современности. Наконец, немалая доля ответственности лежит на журналистах и блогерах. Именно мы должны помочь произведениям найти своего читателя. Во всяком случае лично я чувствую такую ответственность.

– Цензура в литературе нужна?

– Вы затронули вопрос, над которым бились философы как минимум со времен эпохи Просвещения. Например, Кант стоял на позиции свободы выражения мнения, а Гегель считал, что эта свобода должна регулироваться законом. Лично я считаю, что цензура нужна ровно в той мере, в которой это необходимо для защиты интересов общества. Под запретом должны быть все террористические и враждебные стране нарративы. То, что мы наблюдаем сейчас, сложно объяснить защитой каких-либо интересов: повальное цензурирование книг, содержащих тему ЛГБТ или употребления наркотиков, не сильно разбираясь, пропаганда это или часть художественного замысла. Принятие решения по цензурированию тех или иных материалов должно быть максимально прозрачным и публичным.