Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

«Балтийский дом» вновь идет на Восток

Как рождалась Поднебесная, почему пьесу «Влюбленный носорог» называют «Библией любви» и как сделать собаку счастливой, расскажут спектакли, которые покажут на XXXIV международном фестивале «Балтийский дом». О его программе рассказала арт-директор театра Марина Беляева
Фото: предоставлено театром-фестивалем «Балтийский дом»

– Марина Ароновна, фестиваль «Балтийский дом» называют одним из главных культурных событий осени. Расскажите, чего ждать зрителям в этом году от фестиваля под девизом «Взгляд на Восток»?

–  «Взгляд на Восток 2» – это именно вторая часть, ведь расширять границы «Балтийского дома» в этом направлении мы начали еще в прошлом году. Мы позволили себе пойти на Восток и посмотреть, что там происходит. Познакомились с театром Ирана, пристально рассмотрели театральное искусство Индии. Оказалось, что там чрезвычайно интересные коллективы, не только Болливуд и уличные танцы, но и глубокий психологический театр. Поэтому мы решили это путешествие продолжить.

Театры каких стран нам предстоит открыть для себя на этот раз?

– Мы предлагаем нашим зрителям вместе с нами отправиться в путешествие в Южно-Африканскую республику (ЮАР). Три спектакля представят коллективы высокого уровня, умело соединяющие европейскую традицию и народный «наивный» театр.
Спектакль «Гамлет» режиссера Фреда Абрахамса откроет Южно-Африканскую программу. Основные роли в нем исполняют мужчины, что отдает дань традициям шекспировского театра, и только одну роль играет женщина. Какую – не скажу, но это не Гамлет. Постановка поражает как своей красотой, так и глубиной работы артистов.
Компания African Tree Productions из Йоханнесбурга привезет на фестиваль два спектакля режиссера Сейфемо Моцвири: «Система» и «Будь лучшей собакой». В центре внимания «Системы» – проблемы беспризорности, преступности, жестокости и сострадания. Актеры в спектакле максимально открыты и раскрепощены, что создает ощущение абсолютной документальности происходящего.

Главный герой постановки «Быть лучшей собакой» – простая собака. Волею судьбы она переходит от одного хозяина к другому и задается вполне человеческими вопросами – виновна ли в своих трудностях она сама или люди и есть ли у нее силы изменить ход событий? Монолог героя побуждает зрителей искать ответы на все те же вопросы о сохранении человеческого в человеке.

–  А что покажут нам театры из Поднебесной?

–  Мы очень давно дружим с китайскими коллегами. В этом году на фестивале будет представлен уникальный по своей форме спектакль Чжэцзянского драматического театра «Чудный мир гор и морей» одного из наиболее заметных режиссеров Китая Чжао Мяо. Это фантастическое шоу в стиле цирка du Soleil, созданное с применением высоких технологий. Сюжет строится на том, что наш с вами современник, самый обычный мальчик, проводит слишком много времени в гаджетах. Знакомо всем, правда? Чтобы как-то повлиять на сына, родители дарят ему телескоп и книгу «Чудный мир гор и морей» – героическое фэнтези о сотворении Поднебесной с чертами философской притчи и волшебной сказки. Борьба природных стихий, колдовская игра тьмы и света, постоянно сменяющие друг друга чудовища и божества способны заворожить зрителей любого возраста.

В продолжение китайской программы наш театр представит премьеру спектакля Валерия Степанова «Влюбленный носорог» по современной пьесе Ляо Имэй, которую молодежь Китая называет «Библией любви». Премьера станет первой постановкой пьесы в России.
Кроме того, совместно с Институтом Конфуция мы проведем режиссерскую лабораторию, где будут представлены четыре театрализованных читки-эскиза от молодых петербургских режиссеров по пьесам китайских драматургов 20-30-х годов прошлого века. Состоится круглый стол «Многоязычная классика в современном театре», в котором примут участие теоретики и практики современного театра из Индии, Китая, Бахрейна, ЮАР, России. Мы поговорим о том, как классика помогает нам лучше понимать друг друга.

–  Самое время спросить про российские театры. Чем они будут удивлять на этот раз?

–  Российская часть программы представлена тремя поколениями режиссеров. За молодое поколение отвечает громко заявивший о себе в последние годы Антон Федоров. Откроет фестиваль его спектакль «Мадам Бовари» по мотивам романа Гюстава Флобера, мастерски соединяющий в себе кино и драму, мультипликацию и русский психологический театр. Новая работа режиссера показывает человека без прикрас, полностью следуя задумке знаменитого писателя-реалиста.
Среднее поколение будет представлено Андреем Прикотенко, который хорошо известен театралам двух столиц. Только в нашем театре идут два его спектакля – «Лерка» и «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко». Сейчас режиссер возглавляет новосибирский театр «Красный факел», который привезет к нам на фестиваль «Мертвые души», первую премьеру Прикотенко в качестве художественного руководителя театра.

У зрителей также будет уникальная возможность увидеть премьерный спектакль патриарха российского театра Камы Гинкаса «Записки покойного Белкина», поставленные в Московском театре юного зрителя (МТЮЗе). Режиссер подчеркивает, что это не просто спектакль к юбилею поэта, а дань особому значению Пушкина в его жизни и творчестве: «Я такой, какой я есть сейчас, благодаря Пушкину», – говорит Кама Миронович.

XXXIV театральный фестиваль «Балтийский дом» обещает стать праздником для всех ценителей театра, неординарным и запоминающимся событием в культурной жизни города. Благодаря разнообразной программе, которая познакомит зрителей с культурой разных стран, фестиваль продемонстрирует, что сохранение традиций – это залог духовного взаимопонимания и дружбы между странами, прочный мост, построенный на любви к мировому театру и к искусству в целом.