Как Петербургу удалось ликвидировать дефицит детских садов и школ
Городской педагогический совет состоялся в Петербурге во вторник. В заседании, традиционно прошедшем под крышей БКЗ «Октябрьский», приняли участие не только директора школ и садиков, преподаватели и представители власти, но и видные родители, известные горожане. Нынешний год надолго запомнится педагогам своим великим переселением: в эксплуатацию за 9 месяцев уже ввели 25 новых школ, а всего по итогам года будет 37. Активно набираются новые кадры, разукрупняются классы – дети спешат перейти учиться в новые корпуса. Впрочем, эта тенденция породила дискуссию, что лучше: старая школа с вековой историей или современная, с двумя бассейнами и отлично оборудованными лабораторными классами.
Как говорят педагоги, в 80-е годы в Ленинграде строилось по 17 новых школ в год, а в 2000-е – не более трех. Зато пошли в рост жилые массивы – без соответствующей социальной инфраструктуры. Последствия понятны. Однако за 5 последних лет строительство новых образовательных учреждений шло невиданными темпами: было построено 106 школ и 220 детских садов, на сферу образования направлена треть городского бюджета, увеличившегося, к слову, по поручению губернатора Александра Беглова до триллиона рублей.
«Дефицит школ мы все-таки ликвидировали, теперь у нас уже не будет по 40 человек в одном классе, – подчеркнул губернатор Александр Беглов. – Но сейчас мы приняли решение: там, где это возможно, на месте старых советских школ будем строить новые. Новые школы по размеру станут в три раза больше старых, хотя количество детей будет оставаться прежним. Пилотные проекты уже есть. Так, на месте школы в Выборгском районе площадью 5 тысяч метров построена школа на 15 тысяч. Школы советского образца устарели и морально, и физически. Да, наши школы славятся в первую очередь своими педагогами. Но учителю тоже нужны современные условия для решения педагогических задач».
Для реновации уже подобрали 11 школ, построенных 40-60 лет назад, и, если опыт окажется удачным, адресов станет больше. Не менее интересной задачей – но куда более трудоемкой – станет обновление школ, находящихся в историческом центре. Многие из них объекты культурного наследия. К тому же в них, как правило, работают самые опытные педагогические коллективы.
Среди педагогов, участвующих в совете, провели голосование: 63 процента участников пожелали работать в новых современных зданиях, 19 – в старой школе, 18 хотели бы сохранить коллектив и традиции, но все-таки переехать в новые стены.
«Уютная просторная школа так нравится детям, что они сами хотят сюда идти», – рассказала о достоинствах нового здания директор школы №566 Татьяна Дорофеева.
А ее коллега Татьяна Яшина, возглавляющая 93-ю школу в Шушарах, пояснила, что школа превратилась, по сути, в большой образовательный комплекс. Школа на днях получила новое здание – уже третье.
«Сейчас у нас такая большая линейка пятых классов, что можно открыть кадетские классы, – пояснила Яшина. – А в 10-х тоже длинная линейка, поэтому мы можем позволить себе сделать классы любого профиля. В трех зданиях обучаются 4000 школьников, а преподают 650 педагогов».
Директора новых школ отметили также, что в новых зданиях созданы все условия для посещения их детьми-инвалидами, а это значит, что родители неходячих детей скоро со временем будут избавлены от необходимости возить своего ребенка в другой район в школу с подходящими условиями.