Михаил Пиотровский: «Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из главных образцов классической архитектуры»
Что роднит Петербург и сирийскую Пальмиру, чем вызван рост интереса к Востоку и что вошло в масштабный проект Государственного Эрмитажа, посвященный буддизму? Об этом «Петербургскому дневнику» рассказал директор музея Михаил Пиотровский.
– Михаил Борисович, недавно открывшаяся выставка «Две Пальмиры» (6+) вновь привлекла внимание к судьбе этого уникального памятника. Вам эта тема особенно близка.
– Конечно, все происходящее там меня очень задевает. Я постоянно участвую в экспедициях, был там совсем недавно. Мы срисованы с Пальмиры, которая является одним из главных образцов классической архитектуры. Когда строился Петербург, главным городом мира в смысле эстетики была Пальмира. Это был красивейший город, стоящий среди пустыни. И родившаяся тогда мощная метафора – Санкт-Петербург – это Северная Пальмира – важнее всех других. Северная Венеция – это как попытка пристроиться. А с Пальмирой нас связывает ощущение родовой связи. Мы – это Северная Пальмира, и стали ею благодаря Екатерине Великой, которую сравнивали с Зенобией – великой царицей Пальмиры. А город наш сравнивали с Пальмирой потому, что та неожиданно выросла из песков так же, как мы неожиданно выросли из болот… Это нас роднит.
– Как вы считаете, почему сейчас мы стали пристальнее присматриваться к Востоку, которому вы преданы столько лет?
– Восток – не только для меня. Восток, так же как и Запад, важен для всех нас. Мы живем в России, это страна одновременно и восточная, и западная. И все эти разговоры о том, что сегодня все чаще смотрят на Восток, верны лишь для некоторой части нашего общества, которая вдруг вспомнила, что есть Восток.
– Еще Блок писал: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы…»
– Восток всегда был частью нашей культурной ориентации. И мы на самом деле Восток.
– Именно с Востоком связана и предстоящая выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Что будет представлено?
– Это масштабный межмузейный выставочный проект «Твердыня пламенная» (0+). Он откроется в залах Главного штаба Эрмитажа 20 ноября. В нем примут участие музеи из России, Монголии, Индии, Азербайджана и других стран. Мы постараемся охватить все наследие Николая Рериха, которое действительно необъятно. Не все, например, знают, что он собирал в том числе картины малых голландцев, и эта коллекция сегодня хранится у нас в Эрмитаже. Выставка объединит очень разные учреждения, ведь мы знаем, как по-разному видят Рериха в разных частях мира. Мы постараемся показать множество самых различных граней и дать, насколько это возможно, полную музейную картину его наследия. Эта громадная выставка – часть большой программы «Диалог культур. Восток – Запад», которую проводит Государственный Эрмитаж.
– На ваш взгляд, откуда сегодня такое внимание к буддизму?
– Искусством и идеями буддизма увлекаются во всем мире. Он был безумно моден и в Советском Союзе. Это перешло в наследство нынешнего времени. Многим кажется, что буддизм дает выход из тех проблем, которые есть. В марте мы открыли выставку вернувшейся из реставрации скульптуры Будды Майтреи, на которого ориентировался Рерих. Это событие со многими значениями – часть нашей общей музейной миссии, диалога Востока и Запада.
Недавно в Улан-Удэ мы открыли выставку шедевров буддийского бурятского искусства из Эрмитажа. А еще раньше передали бюст Екатерины II настоятелю Анинского дацана в Бурятии ламе Легцогу Дарижапову. Кроме того, запланирована большая выставка буддийских коллекций Эрмитажа в самом Эрмитаже, совместные проекты с петербургским дацаном и театральные мистерии.
– За последние годы музейно-театральная лаборатория Эрмитажа выпустила два спектакля – «Флора» и «Чудесный источник». Что ждет посетителей в этом году?
– В рамках наших традиционных театральных постановок мы покажем в сентябре мистерию «Сутра золотого света» (12+). Это новый совместный проект Эрмитажа и Российского государственного института сценических искусств, название которому дал один из главных текстов в буддизме. «Сутра золотого света» станет частью громадного буддийского проекта Эрмитажа, что на самом деле очень нужно и важно. Потому что у нас довольно поверхностное знание об этом. Проект должен с уровня бытового буддизма привлечь внимание к серьезным размышлениям о буддизме, который является частью петербургской культуры.