Яндекс.Метрика
  • Ирина Чернявская

Арктика в объективе Анатолия Медведникова: как выглядит Север на черно-белых снимках

Работы фотографа позволяют перенестись в прошлое
Фото: из личного архива семьи Анатолия Медведникова; предоставлено филиалом ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»

А вы знали, что созвездие Большой Медведицы на греческом звучит, как Арктос? Отсюда и название самой северной полярной области земного шара, что лежит под этим астеризмом, – Арктика.

Первыми открыли Америку с противоположной стороны и нанесли на карты десятки новых островов и почти все арктическое побережье Евразии именно российские исследователи. Первыми в мире прошли Северным морским путем. Основали первые дрейфующие полярные станции. Дошли до Северного полюса. Первыми взяли пробы грунта Северного Ледовитого океана. 

Какими были они, покорители Арктики? Где брали силы и бесстрашие? О чем мечтали? Ответ на эти и множество иных вопросов мы не узнали бы, если бы не дошедшая до нас летопись главных событий арктической истории, в том числе в виде черно-белых фоторепортажей с пожелтевших газетных страниц, оставленных нам в наследство теми, кто, не боясь трудностей, отправлялся в самые экстремальные командировки.

Об одном из таких летописцев я хочу рассказать вам сегодня.

Фото: из личного архива семьи Анатолия Медведникова; предоставлено филиалом ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин»

Завывание пурги и пронизывающий ветер

«В объективе «Правды» – так называлась выставка филиала музея-заповедника «Музей Мирового океана» в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин», посвященная 70-летию со дня рождения известного ленинградского фотографа и издателя Анатолия Леонидовича Медведникова. Кураторы выставки представили фотографии Арктического цикла Анатолия Леонидовича, сделанные им во время командировок от газеты «Советская Россия» на Землю Франца-Иосифа и Новую землю – кадры его репортажей про работу и быт исследователей Арктики, ученых полярных станций «СП-25» и «СП-26», а также тех, кто обеспечивал непростую работу полярников.

Арктический цикл – один из самых интересных и востребованных до сих пор в фотобиографии Анатолия Медведникова, собкора «Советской России» и «Правды», некогда входившего в десятку лучших фотохудожников страны. Именно его глазами мир видел многие главные события хроники жизни обыкновенных людей большой страны…

Так чем так привлекал его Север? Что роднило его с героями его репортажей? И почему его фотографии, несмотря на то что их автора нет в живых уже более десяти лет, так востребованы и популярны до сих пор?

«Не нужен бродягам дом и уют, Нужны – океан, земля. Что звезды Медведицы им поют? Не знаем ни ты, ни я…» Неизвестно, читал ли Анатолий Медведников эти стихи Куваева, но, когда я вглядываюсь в фотографии его арктического цикла, меня не покидает ощущение, что он искал ответ именно на этот вопрос. А еще, мне кажется, что, возможно, он сам услышал голос Арктоса, иначе откуда столько живой силы в его работах?

Отдельные фотографии в моем восприятии стали чем-то единым, прокручиваясь в сознании, как черно-белое кино в зале кинохроники. Завывание пурги и пронизывающий арктический ветер, рев моторов и звуки рации, голоса и смех радости бегущих по взлетному полю навстречу вестям с большой земли – ощутимы и абсолютно реальны. А запечатленные фотографом люди из неведомого мне прошлого будто знакомы и вот-вот оживут, и закрутится барабан истории в обратном отчете, перенося нас в то далекое время.

Талант видеть мир

В середине семидесятых Дом прессы на Фонтанке называли центром ленинградской журналистики, поскольку там располагались все основные издания второй столицы СССР. Туда однажды и решился зайти юный фотолюбитель Толя Медведников, чтобы встретиться с одним из признанных мастеров фотографии, тогда фотокорреспондентом «Ленинградского рабочего» Владимиром Никитиным. Тот сумел сразу рассмотреть в неопытном юноше особенный талант – видеть мир. Опубликованные отобранные Никитиным фотографии стали, по сути, началом профессиональной карьеры Медведникова.

Из воспоминаний Владимира Анатольевича Никитина, Члена Союза фотохудожников России, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации: «Поначалу сдержанный и немногословный, он по ходу общения разговорился и как-то сразу пришелся ко двору. И с тех пор он зачастил к нам, а вскоре я узнал, что Толя стал фотокором в невероятно популярной детской газете «Ленинские искры». А дальше он как-то спокойно и одновременно уверенно поднимался вверх по профессиональной лестнице».

Довольно быстро он переходит в очень уважаемый в городе еженедельник «Ленинградский рабочий», делала который очень сильная команда журналистов. А через два года его приглашают работать в одну из самых популярных газет страны – «Советскую Россию», работать в которой посчитал бы за честь любой фотокор. В конце восьмидесятых Анатолий Медведников – уже собкор центральной «Правды» по Северо-Западу. Чтобы понять масштаб значения этой работы, достаточно сказать, что тираж газеты был в ту пору – 20 миллионов экземпляров! Такой цифре позавидует любой нынешний популярный блогер.

За 6-7 лет из никому не известного фотолюбителя Анатолий Медведников становится одним из признанных мастеров страны.

Из воспоминаний Владимира Анатольевича Никитина, члена Союза фотохудожников России, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации: «В конце восьмидесятых Толя – собкор центральной «Правды» по Северо-Западу. А это – Ленинградская, Калининградская, Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская области, Карелия, Ненецкий национальный округ... Огромные возможности, масса интересного материала и постоянные поездки к рыбакам, оленеводам, нефтяникам – тогда начиналась разведка на шельфе Ледовитого океана, к геологам. Словом, все то, о чем только может мечтать увлеченный профессией человек. И Толя, со свойственным ему увлечением и азартом, полностью старался реализовать предоставленные ему возможности».

Ответственный за правду

Фотограф несет личную ответственность за каждый кадр перед историей. Об этом не раз говорил Анатолий Леонидович своему сыну.

Из воспоминаний Сергея Анатольевича Медведникова, старшего преподавателя кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью СПбГЭУ.

«У художников – мастерская, у отца – «лаборатория». Слово навевало ассоциации с какими-то химическими опытами… Отчасти это так и было: помню магические пассы рук отца под фотоувеличителем, растворы, порошки для проявки… и – фотографии, остановившие время.

Тогда было не принято много говорить о карьере… Но, конечно, работа в главной газете страны – это серьезное достижение в профессии. А главное – большая ответственность, которую отец хорошо осознавал».

Маленький Сережа помнит, как тщательно собирался отец в каждую командировку. Что-то читал, записывал в свой блокнот. И как бережно разбирал он свои «трофеи» по возращении. В домашнем архиве до сих пор хранятся негативы, аккуратно разложенные по конвертам и подписанные – где, когда и кто изображен. По этим конвертам можно составить хронологию самых главных событий страны, в гуще которых был Анатолий Леонидович.

Он не любил партийный официоз. Его всегда тянула туда, где кипела настоящая жизнь. Потому и выбрал он путь репортажника. БАМ, Кольская сверхглубокая, жизнь Севера – вот что притягивало его. И люди – сильные, неординарные, талантливые.

«Я познакомился с Анатолием Медведниковым практически в первый день своей работы в еженедельнике «Смена» на студенческой стройке в конце мая 1973 года. Его обаятельная улыбка и доброжелательность просто с первой минуты располагали к знакомству и профессиональному общению», – рассказал на открытии выставки на «Красине» заслуженный работник культуры, почетный член Союза фотохудожников России Павел Михайлович Маркин. 

Люди долга, называл северян Медведников, искренно увлеченные своим делом, ради этого они готовы вынести и бытовые неудобства, и северную суровость. И, что особенно его восхищало в них, так это их искренность и доброжелательность.

Из воспоминаний Сергея Анатольевича Медведникова: «Я бывал в нескольких командировках с отцом. Например, в 1991 году, когда отец задумал поездку вокруг Онежского озера – сделать фоторепортаж о карельских городах, расположенных на берегах этого потрясающего озера. Примерно в это же время мы познакомились с такими замечательными и действительно интересными людьми, как кузнец Леонид Быков, морской офицер, проводивший разминирование «Невского пятачка» Чайкин, председатель подпорожского исполкома Сергей Михайлович Бебенин и другие. Отец практически из каждой командировки «привозил» друзей. Он любил людей и искренне уважал чужой труд. Мне кажется, это хорошо передают его фотографии».

По сути, он был таким же. Настоящим профессионалом с открытой душой и добрым сердцем, за что, наверное, любили и любят его фотографии до сих пор.

Всмотритесь, вдумайтесь в них, они многое могут вам рассказать…

Фотография как машина времени

Я с детства очень люблю рассматривать старые фотографии. И не только своей семьи. Не побоюсь показаться пафосной, но особая, я бы сказала, миссия фотографии – быть медиатором времен и людей самых разных поколений. По фотографиям мы судим о времени прошедшем и ищем общее с настоящим. Учимся считывать скрытые послания из прошлого, чтобы увереннее идти в будущее. Настоящие профессионалы фотографии знают об этом. Возможно, потому так важен и бесценен для них каждый сделанный кадр.

Из воспоминаний заслуженного работника культуры России, почетного члена Союза фотохудожников России Павла Михайловича Маркина:

«Не всё решает техника. Нужен талант и постоянный поиск чего-то неожиданного и непредвиденного. Настоящий Фотограф должен видеть мир не так как все – в этом основной золотой ключик к успеху. И кроме всего прочего в вашем мозгу должен постоянно крутиться вечный двигатель в поисках чего-то неожиданного, чего не видят все остальные. В этой ситуации очень часто выручает предчувствие кадра – когда ты точно уверен, что, если именно сейчас и ни долей секунды позже фотограф не нажмет на спусковую кнопку, кадр просто растает… Анатолий Медведников таким был на каждом задании, на любой съемке».

Вдохновение для своих фотографий он находил повсюду – и не только во внешних событиях, но и в собственном внутреннем мире. Он был открыт к новым идеям, всегда готов к любым неожиданностям. Умел радоваться рассвету и не грустить на закате. Видеть красоту в каждом мгновении жизни. Но главным источником вдохновения для него всегда оставались люди. Именно они помогали ему развиваться как фотографу и создавать удивительные произведения фотоискусства.

«Сегодня, с появлением «цифры», уже не так просто оценить, как сложно было когда-то сделать тот или иной кадр, – поделился своими мыслями Сергей Медведников. – Но для людей, которые понимают настоящую фотографию, его работы всегда будут ценны. Помню, как он задумывал кадр: сначала представлял его «в голове», а потом, как охотник, выезжал на целую ночь, чтобы сделать всего один-два слайда – с разведенными мостами, утренним солнцем… так он «рисовал» свои картины. Он всегда был творческой личностью, настоящим художником – очень упорным, в чем-то консервативным, но очень добрым и порядочным человеком… моим отцом».

На весеннем Форуме СМИ Северо-Запада участники активно дискутировали, выдержит ли поединок с искусственным интеллектом журналистика в ее классическом представлении – человек, его творческие поиски, «трое суток шагать, трое суток не спать, ради нескольких строчек в газете» или фотокадров, добавлю я… В век смартфонов, когда любой может похвастать целой коллекцией собственных снимков с очень четким разрешением, а чат-боты и стихи напишут, и текст на любую тему, действительно может показаться, что это отмирающая профессия… Но когда кто-то произнес, что «вся журналистика держится на людях», поскольку она про них и для них, то и понять их души может только человек, зал зааплодировал стоя.

А я при этом вспомнила, как один из посетителей упомянутой выше выставки арктического цикла Анатолия Медведникова на ледоколе «Красин» сказал слова, очень схожие, по сути, с прозвучавшим на форуме мнением – «фотографов очень много, а фотохудожников единицы. И один из них – Анатолий Медведников».

Работы Анатолия Медведникова экспонировались на многочисленных выставках, в том числе зарубежных. Его фотографии хранятся на сайтах лучших фоторабот страны. Собранные и изданные им фотоальбомы оцифрованы и весьма востребованы до сих пор. И его обширное фотонаследие может быть темой еще многих интереснейших вернисажей о жизни нашей страны и соотечественников.

Коалиция авторов Росгео.