Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эдуард Тиктинский: сирийская Пальмира метафорически связана с Петербургом

Выставка «Две Пальмиры: связь поколений, связь народов, связь времен» (6+), открытая в Петербурге, рассказывает, как будет выглядеть Триумфальная арка сирийской Пальмиры
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Всех пришедших на выставку, которая открылась в творческом пространстве бывшего Левашовского хлебозавода, встречает огромная копия капители храма Бэла. Выполнена она в натуральную величину и весит почти 7,5 тонн.

В самом зале бывшей котельной, отреставрированной компанией RBI, представлены не публиковавшиеся ранее фотографии, напечатанные на 3D-принтере макеты храма Бэла и Триумфальной арки. Оборудование, которое археологи-реставраторы использовали в своей работе, и уникальная книга князя Лазарева, который еще в 1900 году совершал экспедицию в Сирию.

«Нашей компании очень близка тема сохранения и воссоздания исторических памятников и тем более созвучна история спасения древней сирийской Пальмиры, города, метафорически связанного с Северной Пальмирой – Санкт-Петербургом. Экспозиция, посвященная этой непростой теме, кажется весьма органичной в стенах Левашовского хлебозавода, который тоже был восстановлен нами из плачевного аварийного состояния», – комментирует Эдуард Тиктинский, президент компании RBI, которая стала генеральным партнером выставки.

Ее непосредственные герои и участники тоже уверены: история разрушения памятников древней Пальмиры не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека.

«Если заканчивается нефть или газ, можно найти новое месторождение. Если утрачено культурное наследие, можно повторить, построить заново, но это будет уже новодел. Культурное наследие утрачивается навсегда. И таким ярким примером как раз и могут служить взорванные памятники Пальмиры», – отвечая на вопрос «Петербургского дневника» о целях выставки, говорит Наталья Соловьева, директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).

Эта хрупкая и мужественная женщина уже 13 раз была в Сирии. «Я посчитала по прошлогодним визам в паспорте», – улыбается она. Но предпочитает говорит не о себе, а о людях, что спасали Пальмиру.

«Когда архитекторы строили на болоте Пальмиру Северную, они вдохновлялись «невестой пустынь» Пальмирой классической», – говорит Наталья Соловьева.

И приводит в пример знаковые места Петербурга. Это арка Главного штаба, чей облик навеян Триумфальной аркой Сирии, архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, который отсылает нас к Большой колоннаде Пальмиры. И, конечно, главные героини двух государств – царица Зенобия, при которой Пальмира достигла наивысшего расцвета. И Екатерина II, при которой Российская империя стала одной из ведущих в мире.

«Во время войн и конфликтов с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни», – напомнил архитектор Максим Атаянц.

Он неоднократно бывал в Сирии. Именно его рисунки, сделанные с натуры, и модель храма Бэлы, выполненная в его мастерской, представлены на выставке.

Петербургские специалисты первыми пришли на помощь Пальмире.

«Здесь вы видите оборудование, которая нам предоставила компания «Геоскан» – ведущий производитель беспилотников в России», – объясняет Наталья Соловьева.

Здесь, например, есть прибор, позволяющий узнать не только размер трещины, ее глубину и размер, но даже цвет. И беспилотный самолет.

«У нас была смешная история. Однажды самолет сел на пальму. И, чтобы вернуть его живым и невредимым, нам пришлось ее, к сожалению, спилить. Бывает и так», – рассказала директор.

А это, пожалуй, самые зрелищные экспонаты выставки.

«Вот макет Триумфальной арки, той самой, которая будет теперь на обложке школьного учебника. Так она будет выглядеть после реставрации», – говорит Наталья Соловьева.

Эта арка будет немножко отличаться от той, которую все знали в XX веке.

«На новой модели появятся считавшиеся утраченными исторические блоки, которые удалось найти и поставить на место нашим специалистам», – уточняет она.

А вот новый трехмерный проект храма Бэла, причем в двух видах: до того, как его взорвали, и в том виде, в котором его построили.

«Это главный памятник древнего города. Именно с него начиналась архитектура всей Пальмиры», – подчеркивает Максим Атаянц.

По его мнению, возродить эту потрясающую красоту технически возможно.

«Сначала нужно сделать Триумфальную арку, потому что у нее высокое символическое значение. Но в эскизах мы уже рассмотрели проект восстановления этого храма», – обнадеживает он.

Добавим, что сейчас петербургские ученые вновь готовятся к полету в Сирию.