Яндекс.Метрика
  • Марина Паноинте

«Делиться витальностью и энтузиазмом»: Евгений Калачев – об основе творчества

Артист musicAeterna Dance стал экспертом образовательного заезда «Больше чем театр» на территории арт-кластера «Таврида» в Крыму
Фото: пресс-служба Таврида.АРТ

С 12 по 18 августа на территории арт-кластера «Таврида» в Крыму проходит шестой образовательный заезд «Больше чем театр». Ему удалось собрать вместе представителей театральной индустрии, а также графических дизайнеров и иллюстраторов из разных регионов России. Ежедневно на площадке арт-кластера проходят десятки мероприятий, направленных на то, чтобы молодые творцы приобрели новые знания и навыки. Одним из экспертов образовательного заезда стал петербуржец, артист musicAeterna Dance и хореограф Евгений Калачёв. Он не только представит на «Тавриде» свой спектакль «Медленный балет», но и в рамках лекций поделится с ребятами знаниями о разных видах современных танцев, навыках публичной импровизации во время выступления, построении работы со зрителями.

«Петербургский дневник» встретился с Евгением Калачевым на территории «Тавриды» и узнал его мнение об образовательном заезде, о современном театре и не только.

– Евгений, расскажите немного подробнее о себе.

– Я танцовщик. Постоянный педагог Лаборатории современного зрителя (проект musicAeterna). Можно сказать, начинающий независимый художник от танца. Как постановщик делал сольные работы («Ты причина», «4 вариации на тему сотрудничества»), выпустил небольшой проект folklore lovers, который был результатом лаборатории по актуализации народного танца в сфере современных танцевальных практик. В работах мне важно и интересно искать энергию и интерес исполнителей, которые рождаются во время танца. Можно сказать, почти жизненную необходимость их танца для них самих. Также мне интересно вовлечение зрителя в танцевальный процесс – та самая партисипаторность. С течением времени мне всё более становится важной и контекстуальность работ: в какое время, в каком месте они показываются, нужны ли они здесь и сейчас?

 Какой спектакль вы представите на сцене образовательного заезда?

– Спектакль называется «Медленный балет». Первый раз он был показан на программе Дягилевского фестиваля в июне этого года в Перми. Его название обусловлено идеей музейного танца, танца как инсталляции. В Перми он также был результатом лаборатории, темой которой было прикосновение. Мы работали с разными типами физического контакта: публичным и личным, интимным, агрессивным, борющимся, нежным, любящим и так далее. Мы постарались представить зрителю «музей» ситуаций и околобытовых танцев с использованием Touch me – специального электроинструмента, транслирующего прикосновение (его протяженность, интенсивность) в звук. Эта работа приглашала зрителя к соучастию, проживанию касаний. В какие-то моменты вокруг одного из пяти танцевальных дуэтов собиралось до 10 человек зрителей в одну цепь прикосновений (проводящих ток), которые в то же время создавали звуковое поле для совместных танцев. Пейзажами, фоном к танцевальным инсталляциям были фантазийные районы Перми. С помощью нейросети мы создали Пермь будущего, традиционную и величественную среду, рекреации и, наоборот, заброшенные, неухоженные районы выдуманного города.

 Вы каким-то образом адаптируете спектакль под показ на «Тавриде»?

– Разница в том, что контекстом этой работы для «Тавриды» будет служить фестивальная территория с ее холмами и шатрами, с установленным здесь фонтаном, большим количеством активной творческой молодёжи. Этот контекст влияет и на цвет костюмов, и на выбор образов.Основными столпами спектакля останутся тот самый «музей» ситуаций и образов. А также коллективное творчество и танцы, рожденные из тел участников лаборатории, поиск партисипации.

– Кто примет участие в показе спектакля?

– В основном студенты и практикующие актёры или режиссёры. Словом, люди очень вовлечённые в театральную жизнь, но не практикующие танец профессионально. Это важно потому, что танец им нравится и нужен лично. Эти интерес и любопытство и являются самым ценным. Надеюсь, что получится сделать работу и витальной, и массовой. Увидим.

 Как вы считаете, почему современному миру, современной молодежи в частности, интересны экспериментальные театральные формы? Чем обусловлен «уход» от классики?

– Мне кажется, факторов может быть много, я замечаю пару. Во-первых, желание разнообразия, нового – это вообще смысл творчества (создать старое без изменения – это копия). И ещё это норма и для молодёжи, и, думаю, для всех людей, которые ищут развития. Бывает, что какая-то форма, канон, ценность сохраняются через годы, века. А какие-то формы и истории уже не работают, а только вызывают скуку и другие Танатовы чувства. Если принять во внимание развитие науки и всё новую информацию о мире – разве не должны художественные продукты игнорировать эту информацию и не использовать её в своём созидании? Разве не должны искать образы, которые вдохновляют и нравятся во всё меняющейся, надеюсь, в сторону прогресса, среде? Вторым фактором для меня является эскапизм, пагубная сторона поиска псевдонового, когда шило меняется на мыло и за мишурой технологий или каких-то развлекательных или отвлекательных игрушек едешь всё дальше по рельсам смыслов, которые не работают, какую бы экспериментальную обертку ты ни надел на эту телегу. В итоге ключевым вопросом, наверное, остаётся не новизна поверхностная, а корневая и проблемно-ориентированная. То есть когда новые формы и смыслы ищутся там, где старые не справились с решением проблем. А вот традиции, которые продолжают функционировать на пользу общества, хороши. По-моему, нехорошо совсем забывать о них или выбрасывать за якобы ненадобностью.

– Какие мероприятия в рамках заезда вам уже удалось посетить? Поделитесь впечатлениями и об образовательной программе, и в нескольких словах о Тавриде.

– К сожалению, параллельно с фестивалем я работаю в другом проекте здесь, в Крыму. Поэтому каждый вечер я уезжаю с площадки «Тавриды», упуская возможность посетить фестивальную программу полностью. Но то, что заявлено в ней, кажется очень щедрым подарком участникам, даже обидно, что параллельно стоит несколько классов и лекций, между которыми приходится выбирать. Но пока что не мне.

 Есть ли у вас конкретные ожидания от участия в заезде?

– Конкретного я ничего не жду, но хочется, чтобы мои коллеги/студенты ещё больше поверили в свои силы. Чтобы они снова задались вопросом о том, что они сами любят в творчестве. Хочется делиться витальностью и энтузиазмом – со зрителями, друзьями или всеми, кто встречается нам на жизненном и профессиональном пути.