Как живут и творят композиторы в Репино
Путь от железнодорожной станции Репино Финляндского направления идет через зеленый массив в сторону Финского залива. На улице +25, многие люди, пройдя по тропинке, сразу направляются к Чудному пляжу.
Не доходя до него, мы садимся на автобус №211 и, проехав пару остановок, из курортного места в одно мгновение попадаем в культурно-музыкальное пространство, на что в первую очередь указывает табличка на воротах: Дом творчества композиторов Репино.
Через дорогу от залива
За высокими соснами и кустарниками почти не видно коттеджей. Сегодня внутри каждого из них сделан ремонт, а сами здания – в основном одноэтажные – покрыты современной облицовкой. Не изменилось одно – как и 30, 40 и 50 лет назад, сюда по-прежнему приезжают жить, работать и отдыхать музыканты – Музыкального фонда и Союза композиторов Санкт-Петербурга.
С театроведом, краеведом, историком и автором книги о Доме творчества композиторов в Репино Софьей Журавлевой мы стоим у информационных стендов, недалеко от входа на территорию Дома творчества.
«Еще во время Великой Отечественной войны руководство Ленинграда занялось освоением освобожденных от финских войск территорий Карельского перешейка. Поскольку еще до начала войны эти земли рассматривали в качестве курортной зоны, здесь постепенно начали восстанавливать дома отдыха и творчества. В частности, распоряжение о строительстве Дома отдыха для композиторов вышло 8 августа 1945 года», – рассказывает Софья Журавлева.
Место для занятий музыкой, творческих встреч, концертов, памятных вечеров композиторов Ленинграда выбрал известный советский композитор, пианист и общественный деятель Василий Соловьев-Седой.
«Изначально Дом творчества располагался прямо на берегу Финского залива, буквально напротив места, на котором мы сейчас стоим. Он занимал Дом Анны Вырубовой – бывшей фрейлины и близкой подруги последней императрицы Александры Федоровны, а также дочери композитора Александра Танеева, – говорит Софья Журавлева и обращает наше внимание на двухэтажное здание зеленого цвета позади нас. Сегодня дача не входит в комплекс Дома творчества, но жизнь ее не покинула – территория вокруг благоустроена, а в самом здании работает кафе.
В какой-то момент композиторам стало тесно на даче Вырубовой, а значит, требовалось расширять площади. Тогда они постепенно переместились через дорогу от Финского залива. В первую очередь музыканты заселились в дом, который проживающие здесь называют «Голубая дача».
И сейчас из-под слоёв бледно-розовой краски проглядывает тот самый голубой цвет, напоминающий об истории дореволюционного деревянного дома.
«Его построили в 1908 году для купца Георгия Сажина. Причем известен даже архитектор этого дома – один из ярких представителей северного модерна Ипполит Претро. Об этом напоминают сохранившиеся до наших дней декоративные элементы фасада, лестничный пролет с большим окном внутри здания, сам фасад и ротонда рядом с домом. Ещё до войны финское правительство использовало территорию и здание для рекреационных целей. В «Голубой даче» жила семья учителя Карло Мерикоски. Особенно часто приезжал его сын Вели-Каарло, в будущем известный юрист и видный политический деятель Финляндии», – говорит историк.
Дом имел гостиничную планировку, в нём было предусмотрено много комнат. В 60-е годы XX века здание отремонтировали, расширив пдощадь, что позволило большему числу композиторов с комфортом размещаться в нём.
«В 50-60-е годы прошлого века в этом доме жил Борис Клюзнер – советский композитор, ученик Дмитрия Шостаковича, сам Дмитрий Дмитриевич также останавливался здесь. Здесь жили известные советские композиторы Василий Соловьев-Седой и Иван Дзержинский», – рассказывает Софья Журавлева.
Постепенно территория стала расширяться и развиваться. В 50-х годах здесь строятся новые одно- и двухэтажные деревянные и каменные дома. Эти пронумерованные коттеджи любят не только музыканты, но и деятели других искусств. Например, коттедж №5 занимала поэтесса Белла Ахмадулина, которая жила в нем с конца 1980-х и даже запечатлела это место в своих стихах.
В конце 60-х администрация Дома творчества приняла решение о строительстве здания для столовой, которая позднее, во второй половине 2000-х, пережила капитальный ремонт и превратилась в ресторан. Два года назад в него вдохнули новую жизнь, ресторан продолжает работать.
Сегодня коттеджи и комнаты дома творчества композиторов по-прежнему занимают музыканты. Музыкальный фонд, директор и служащие ДТК ведут большую работу по благоустройству комплекса.
Дверь на веранду с историей
«Когда руководство Ленинградского обкома поинтересовалось у Василия Павловича Соловьева-Седого (на тот момент председателя Союза композиторов Ленинграда), почему для театральных деятелей, кинематографистов и писателей строят пансионаты, а композиторам нужны отдельные коттеджи, Василий Павлович тут же ответил: «Понимаете…чтобы не списывали музыку друг у друга!» И это был неотразимый аргумент для начальства», – рассказывает российский пианист, заслуженный артист Российской Федерации Алексей Гориболь.
Коттедж №20, в котором проводит лето музыкант, стоит буквально в лесу, среди елей и высоких кустарников. На подходе к нему нас «встречает» каменный бюст Дмитрия Шостаковича. Автор памятника скульптор и художник Гавриил Гликман, передал его в дар Музыкальному фонду Санкт-Петербурга, после чего он был установлен у 20-го коттеджа.
«Действительно, с 1961 по 1975 год Дмитрий Дмитриевич не раз здесь останавливался. В этом коттедже были написаны поздние квартеты и симфонии. Здесь сочинялись «Четыре стихотворения капитана Лебядкина». Здесь же этот цикл и репетировался. В 20-м коттедже сам композитор работал с первым исполнителем – солистом Большого театра Евгением Нестеренко. Здесь же появились наброски последнего сочинения Шостаковича – знаменитой Альтовой сонаты», – рассказывает Алексей Гориболь.
Мы разговариваем за столом, напротив входа в коттедж. Сам Дмитрий Дмитриевич часто проводил встречи и вел беседы с коллегами и друзьями на веранде дома. Эта уютная деревянная веранда, чьи окна спрятаны за белыми советскими шторами, к которым прикасался сам Шостакович, сохранила историческую планировку. Отсюда открывается вид на зеленый массив, а выйти к нему можно через крыльцо с белой, немного обшарпанной дверью. Эта дверь помнит великую Анну Ахматову, которая навещала композитора.
«В один из вечеров здесь, на веранде, Дмитрий Дмитриевич обратился к своей супруге Ирине Антоновне и попросил составить список своих любимых стихотворений Александра Блока. Ирина Антоновна назвала семь. Дмитрий Дмитриевич их перечитал и, вдохновившись, задумал вокальный цикл для голоса и фортепианного трио», –говорит наш собеседник и цитирует финал этого сочинения:
«В ночи, когда уснет тревога
И город скроется во мгле –
О, сколько музыки у бога,
Какие звуки на земле!»
Фантастическая роскошь!
Главное напоминание о жизни и творчестве Дмитрия Шостаковича в Репино – это музыкальный инструмент, непременный атрибут любого композиторского коттеджа. Войдя внутрь двадцатого коттеджа, минуя спальню и гостевую комнаты, мы оказываемся в кабинете, большую часть которого занимает черный рояль немецкой фирмы August Förster.
«Изначально в этом коттедже стоял рояль меньшего размера, той же немецкой фирмы. Впоследствии его переставили в одну из других дач. Большой черный «Фёрстер», который сегодня находится в кабинете двадцатого коттеджа, располагался в то время в нашем концертном зале, где Дмитрий Дмитриевич регулярно показывал свои новые сочинения и играл вместе со своим учеником композитором Борисом Тищенко в четыре руки. К этому инструменту прикасались и другие выдающиеся композиторы, в том числе Андрей Петров, Леонид Десятников, Родион Щедрин, Валерий Гаврилин. Поэтому можно сказать, что рояль перед вами просто волшебный! – восторгается Алексей Гориболь.
Пианист напомнил, что в 50-80-е годы «квартирный вопрос» был довольно болезненной темой для композиторов. Многие жили в стеснённых условиях коммуналок и малогабаритных квартир, где трудно выделить пространство для музыкальных занятий.
«А тут коттеджи! В которых прекрасные рояли, проигрыватели, серванты с хрустальной посудой, ковры. В отдельном помещении столовая, а над ней – киноконцертный зал. И еще библиотека и бильярд! По тем временам это, конечно, фантастическая роскошь!
Но Дом творчества композиторов в Репино – это не только здания, это, прежде всего, замечательные личности, творившие здесь историю отечественной музыки и культуры в целом. Ощущая их духовное присутствие, мы стараемся сохранять традиции и наполнять это пространство своей творческой энергией», – сказал он.