Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Петербургские археологи спасают сирийскую Пальмиру

Как будет выглядеть в учебнике Триумфальная арка сирийской Пальмиры и что роднит Екатерину II с царицей Зенобией, рассказывает выставка «Две Пальмиры: связь поколений, связь народов, связь времен» (6+), которая открылась в преддверии Дня архитектора
Фото: gov.spb.ru

Всех пришедших на выставку, которая открылась в творческом пространстве бывшего левашовского хлебозавода, встречает огромная копия капители храма Бэла. Выполнена она в натуральную величину и весит почти 7,5 тонны.

В самом зале бывшей котельной представлены не публиковавшиеся ранее фотографии, напечатанные на 3D-принтере макеты храма Бэла и Триумфальной арки. Оборудование, которое археологи-реставраторы использовали в своей работе, и уникальная книга князя Лазарева, который еще в 1900 году совершал экспедицию в Сирию.

Настоящие спасатели

Приступаем к детальному осмотру.

«История разрушения памятников древней Пальмиры не может оставить равнодушным ни одного здравомыслящего человека. Это культурное наследие. Оно утрачивается навсегда. И таким ярким примером как раз и могут служить взорванные памятники Пальмиры», – отвечая на вопрос «Петербургского дневника» о целях выставки, говорит Наталья Соловьева, директор Центра спасательной археологии Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН).

Эта хрупкая и мужественная женщина уже 13 раз была в Сирии. «Я посчитала по прошлогодним визам в паспорте», – улыбается она. Но предпочитает говорить не о себе, а о людях, что спасали Пальмиру.

«Я лично знаю ребят, которые 300-килограммовую бомбу выносили на руках за западную стену города. У них было 5 литров воды на человека, и они ее делили ее со своей собакой. Это те первые герои, которые сохранили Пальмиру», – рассказывает она. И показывает на фотографии, где в тяжелейшем обмундировании (вес – 45 кг) на невыносимой жаре (+ 52) работали эти люди.

Связующая нить

Идем по выставке и будто совершаем путешествие во времени.

«Когда архитекторы строили на болоте Пальмиру северную, они вдохновлялись «невестой пустынь» Пальмирой классической, – говорит Наталья Соловьева. И приводит в пример знаковые места Петербурга.

Это арка Главного штаба, чей облик навеян Триумфальной аркой Сирии, архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, который отсылает нас к Большой колоннаде Пальмиры. И, конечно, главные героини двух государств – царица Зенобия, при которой Пальмира достигла наивысшего расцвета, и Екатерина II, при которой российская империя стала одной из ведущих в мире.

«Во время войн и конфликтов с памятниками архитектуры обходятся так же, как с людьми: их берут в плен, мучают, пытаются лишить жизни», – напомнил архитектор Максим Атаянц. Он неоднократно бывал в Сирии. Именно его рисунки, сделанные с натуры, и модель храма Бэлы, выполненная в его мастерской, представлены на выставке.

Будут восстановлены

Петербургские специалисты первыми пришли на помощь Пальмире.

««Здесь вы видите оборудование, которая нам предоставила компания «Геоскан» - один из ведущих производителей беспилотников в России», – объясняет Наталья Соловьева. Здесь, например, есть прибор, позволяющий узнать не только размер трещины, ее глубину, но даже цвет. Или беспилотный самолет.

«У нас была смешная история. Однажды самолет сел на пальму. И, чтобы вернуть его живым и невредимым, нам пришлось ее, к сожалению, спилить. Бывает и так», – рассказала директор.

А это, пожалуй, самые зрелищные экспонаты выставки.

«Вот макет Триумфальной арки, той самой, которая будет теперь на обложке школьного учебника. Так она станет выглядеть после реставрации», – говорит Наталья Соловьева.

Эта арка будет немножко отличаться от той, которую все знали в XX веке. «На новой модели появятся считавшиеся утраченными исторические блоки, которые удалось найти и поставить на место нашим специалистам», – уточняет она.

А вот новый трехмерный проект храма Бэла, причем в двух видах: до того, как его взорвали, и в том виде, в котором его построили. «Это главный памятник древнего города. Именно с него начиналась архитектура всей Пальмиры», – подчеркивает Максим Атаянц.

По его мнению, возродить эту потрясающую красоту технически возможно. «Сначала нужно сделать Триумфальную арку, потому что у нее высокое символическое значение. Но в эскизах мы рассмотрели проект восстановления этого храма», – обнадеживает он.

Остаться в истории

Сейчас петербургские ученые вновь готовятся к полету в Сирию.

«Будем думать, как нам доставить туда станки по вытачиванию каменных блоков для восстановления Триумфальной арки. Съездим на карьер, поговорим с добытчиками камня, разметим место для строительного городка, потому что там везде культурный слой», – рисует круг задач Наталья Соловьева.

По оценкам экспертов, проект реставрации Триумфальной арки Пальмиры – один из самых знаковых в мире. И хотя обострение конфликта на Ближнем Востоке сказывается и на работе петербургских специалистов, они надеются, что им удастся приступить непосредственно к реставрации до конца этого года и провести ее за три года.

«Сейчас в ЮНЕСКО создается научный Комитет по защите объектов культурного наследия в ходе военных действий, которым я буду руководить. К сожалению, в этом смысле Пальмира не одинока. На сегодняшний день около 50 тысяч объектов культурного наследия были навсегда уничтожены только на Ближнем Востоке», – говорит Наталья Соловьева.

«Если нам удастся выполнить все достойно, вся наша команда и в целом Петербург, останется в истории как те, кто отреставрировал Триумфальную арку Пальмиры. Для архитекторов, реставраторов, археологов, моих коллег – отреставрировать ее, и можно считать, что жизнь прожита не зря», – подытожила Наталья Соловьева.

В День археолога, который отмечается в России 15 августа, петербургская команда спасателей вечных ценностей снова в дороге. И на вопрос, как будет отмечаться профессиональный праздник, Наталья Соловьева говорит: «В это время мы будем в полете на пути в Сирию».

Справка

Древняя Пальмира – объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 2015 году территория древнего города была захвачена боевиками и сильно разрушена. С 2016 года проект восстановления Триумфальной арки реализуется Центром спасательной археологии ИИМК РАН. В настоящее время он согласован с ЮНЕСКО, а его документация передана в дар сирийской стороне.

Выставка «Две Пальмиры», которая открылась в творческом пространстве Левашовского хлебозавода, будет работать ежедневно с 11:00 до 20:00 по 29 августа 2024 года.

Вход свободный по регистрации.