Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«На пенсию не спешим»: как работают женщины на заводе «Армалит»

Сотрудницы предприятия рассказали, за что они любят свою работу и почему не променяют ее на более «женскую»
Фото: https://www.armalit.ru/about/production-capacity/

Женщины штурмуют рабочие профессии, а работодатели становятся более открытыми к кандидаткам. Рост интереса связывают как с увеличением спроса, так и с повышением заработной платы. На одном из крупнейших заводов в России по производству судовой трубопроводной арматуры АО «Армалит», которому исполнилось 145 лет, встретить женщину не в диковинку. Представительницы «слабого пола» справляются с работой не хуже мужчин. А на некоторых позициях женщинам отдают предпочтение. Корреспондент «Петербургского дневника» побывала на производстве и пообщалась с сотрудницами, чтобы выяснить детали работы.

На работу как на праздник
Любовь Широкова работает машинистом крана в кузнечно-прессовом цехе вот уже 28 лет. В выборе профессии никогда не сомневалась. И в каком-то смысле продолжила трудовую династию: ее мать всю жизнь проработала газорезчицей на заводе в Грузии. Однажды увидела объявление – на судостроительный завод в Выборге требовался ученик машиниста крана. И, не раздумывая, пошла учиться.

«Я родилась в советское время, когда было создано много фильмов о людях труда. Работа на серьезных предприятиях в дружном коллективе стала источником вдохновения, тем более что я выросла в рабочей семье, – делится историей своей жизни собеседница. – И мои ожидания целиком оправдались. Я попала в мужской коллектив, где все очень терпеливо и спокойно относились к моим не всегда уверенным движениям, поддерживали и до сих пор остаются моей второй семьей».

Свои ежедневные обязанности Любовь Широкова выполняет на 5–6-метровой высоте. Дополнительная нагрузка – это высокая температура в летний период внутри помещения. Работа многозадачная, требует от крановщиц не только умения управлять техникой различной грузоподъемности, но и производить сложные работы по транспортировке.

«Кому-то пруток надо положить на пилу, штамп поменять или остудить поддон после термообработки. После закалки он раскален до 1200 градусов – нужно остужать в специальной ванне. Работа эта сложная и требует особой осторожности», – делится деталями работы крановщица.

Каждое утро нашей героини начинается в три часа сорок минут. Это необходимо для зарядки и приведения мыслей в порядок. Сложно поверить, но Любовь Широкова приходит на работу одной из первых, хотя уже несколько лет на пенсии.

«А я не скрываю, что на завод хожу как на праздник. На работе-то лучше, чем дома сидеть, – улыбается она. – Мне нравится ощущение движения, а еще понимание, что на выходе будет результат. Пассажирские, рыболовецкие, военные корабли и подводные лодки – наша арматура идет на создание этих судов».

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Случайность стала судьбой
Огромные помещения, краны и стены цвета металлик – на литейном производстве особая атмосфера. Когда кипит работа, в цехе стоит характерный запах, который рабочие называют запахом «литейки». На солнце видно, как мелкая металлическая стружка зависла в воздухе. Это красиво, но и опасно. Поэтому все сотрудники работают в респираторах. Крановщица литейного цеха Ольга Галиева признается, что свою работу «неженской» не считает, хотя управление краном требует от нее большого опыта, точности и ответственности.

«В мои обязанности входит взвешивание и подъем материалов, загрузка печей, разливка металлов. Нештатные ситуации тоже бывают, как в любой работе, но в цехе много сильных и опытных людей – все, как одна команда, помогают в решении рабочих моментов», – говорит крановщица.

На заводе «Армалит» женщина работает с момента окончания Ленинградского технического училища. Вспоминает, что специальность получила тогда быстро – за один год. Интеграция в коллектив прошла без колебаний. Тут же на заводе встретила своего будущего мужа, работавшего кузнецом. Появилась семья, двое детей, теперь уже и четверо внуков. И никогда, признается Ольга Галиева, не было ни тени сомнения в правильности выбора.

«А ведь поначалу я собиралась учиться на бухгалтера. Но одноклассницы уговорили поехать в Ленинград учиться на фрезеровщиц, – смеется собеседница издания. – Мы и не знали поначалу, что для получения специальности "фрезеровщица" нужна была местная прописка. Тогда времена были суровые. Мне предложили альтернативу – отучиться на крановщицу. Куда деваться? Пошла учиться. Вот так случайность стала судьбой».

По закону машинист крана может выйти на пенсию в 45 лет. Достигнув пенсионного возраста, Ольга Галиева не ушла с завода.

«Как не любить работу? Однажды на "Северных верфях" увидела, что нашими корпусами трубы соединены, – моя работа, это я заливала, – с гордостью замечает крановщица. – И руководство заботится о нас. Ежегодно проводятся спортивные праздники для всей семьи и экскурсии. В день открытых дверей специально приглашают детей сотрудников, чтобы они видели, чем занимаются их родители и куда уходят на весь день».

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Ответственная работа
Почему женщины идут на завод? Одним людям нравится лечить людей, писать книги, а другим – управлять техникой или делать что-то своими руками, рассуждает контролер ОТК в литейном цехе Вера Цветкова.

Она самая опытная из трех работниц производства. На завод попала в конце 1970-х годов учеником. Во время кризиса в 1990-е вынуждена была искать другую работу, чтобы пережить сложные времена. Но в 2009 году вернулась в родной цех, чтобы уже никогда не расставаться с коллективом. В общей сложности на заводе она 32 года. Работа заключается в контроле качества и приемке деталей из металлов и сплавов.

«Я проверяю детали на геометрию, внешний вид, замеряю все параметры. Должна помнить порядка двухсот наименований и технических параметров. Вес деталей серьезный, в месяц через мои руки проходит порядка 20 тонн. Тут нужна физическая сила, сноровка. Вначале было тяжело, а потом привыкла. Сейчас понимаю, что нашла свое призвание», – объяснила Вера Михайловна.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Мнение специалиста
«Дефицит кадров очень остро наблюдается во многих отраслях экономики, особенно на производстве. И работодатели готовы активно привлекать человеческие ресурсы и обучать новичков. Проще стало эксплуатировать современное оборудование: вместо физической силы теперь нужны интеллект, гибкость, стабильность и готовность работать. Женщины обладают всеми перечисленными качествами. Мы видим, как постепенно уходит в прошлое представление о том, что есть исключительно женские или мужские профессии. Не менее привлекательным выбор рабочей профессии кажется еще и потому, что на производстве существует регламентированная практика обучения. На крановщика можно выучиться по понятным регламентам и за понятный период времени и дальше стабильно работать. Ситуация на рынке труда складывается сегодня таким образом, что около трети офисных сотрудников готовы перейти в рабочие профессии, потому что на производстве постоянно растет доход», – поделился мнением консультант по развитию бизнеса, психолог, партнер компании по подбору персонала Ok Groupe Павел Озеров.