Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Владимир Джаралла: «Это было самое удачное кадровое решение, сделанное Ельциным за всю его карьеру»

Политолог – о юбилее назначения Владимира Путина главой правительства РФ
Фото: kremlin.ru

9 августа 1999 года Владимир Путин указом президента Бориса Ельцина был назначен исполняющим обязанности председателя правительства РФ, а 16 августа утвержден в этой должности Госдумой. Он пробыл премьером 144 дня, уже 31 декабря того же года после добровольной отставки Ельцина Путин возглавил страну.

Ельцин объявил о роспуске правительства на фоне боев в Дагестане, начавшихся 7 августа. Местные радикальные исламисты при поддержке чеченских боевиков заявили о введении «шариатского правления» в Ботлихском и Новолакском районах республики. К этому моменту конфликт в самой Чечне был заморожен, а перед федеральной властью возникла угроза потери еще одного региона на Северном Кавказе.

Крымский политолог Владимир Джаралла рассказал, что он прекрасно помнит эмоции, которые охватили всех в тот день.

«Многим было очевидно, что это критический, переломный момент в истории России. На Кавказе лишь недавно заполыхал новый конфликт, де-факто независимая Чечня за три года так и не построила ничего путного, став большой, агрессивной проблемой как для соседних регионов, так и для России в целом. По инициативе Басаева началось вторжение боевиков в Дагестан, сдерживать их российским военным толком не удавалось. С учетом заключения в 1996-м «плохого Хасавюртского мира» с Чечней, ожидания у многих в России были самыми мрачными», – напомнил Джаралла.

На тот момент Крым был еще украинским, но его жители пристально следили за каждым важным моментом в России, потому что психологически не отделяли себя от нее.

«Главными проблемами тогдашней власти в РФ была плохая скоординированность действий, а также слабая политическая воля. Власть в стране находилась отчасти в руках олигархических группировок, отчасти – в руках откровенных политических авантюристов, все они вели какие-то игры, интриговали друг против друга. В итоге власть в России была фактически парализована, а армия находилась в жестоком кризисе, испытывая последствия неудачной первой чеченской кампании. В этих условиях очередная смена правительства, с одной стороны, выглядела как уже проверенный прием президента Ельцина. С другой стороны, личность человека, которого он назначил премьером, вызвала удивление у многих», – вспомнил эксперт.

Тогда не только на Западе, но и в России многие задавали себе знаменитый вопрос – Who is mister Putin?

«Биография нового назначенца Ельцина вроде бы никак не объясняла, почему премьером был назначен именно Владимир Путин. Но вскоре стало понятно, что это было самое удачное кадровое решение, сделанное Борисом Ельциным за всю его долгую карьеру. Когда Путин только приступил к своим обязанностям, стало ясно, что его стиль – это активная деятельность, скромность и немногословность. При этом ранний Путин умудрялся периодически рождать афоризмы, мгновенно уходившие в народ, вроде «мочить террористов в сортире», – говорит Джаралла.

В первые недели нахождения Путина у власти политологи предполагали, что он либо очередной назначенец «ельцинской семьи», либо вскоре бесследно уйдет в политическое небытие.

«Однако политическая популярность Путина-премьера росла на глазах, потому что его подход к работе серьезно отличался от его предшественников. Владимир Путин ярко демонстрировал политическую волю – ту самую, которой так остро не хватало до него, и которая определяет действия всех систем власти. Помнится, Степашин после своей отставки сказал: «Мы можем потерять Кавказ, после чего потеряем и Россию». Это было своеобразное признание того, в каком упадке находилась на тот момент власть в РФ. Но уже буквально через несколько дней политическая ситуация в стране серьезно изменилась – Путин объявил о начале КТО, лично поехал на Кавказ, встретился с военными и ополченцами. Тогда же случился яркий эпизод за накрытым столом в военной палатке, когда Путин поставил рюмку со спиртным на стол, пообещав «поднять ее после победы». Это был очень яркий контраст с предыдущими премьерами России. После этого многие стали отмечать его богатый опыт службы в КГБ, выдержку и нацеленность на результат», – говорит аналитик.

Вскоре ежедневно демонстрируемая Путиным политическая воля начала воодушевлять рядовых россиян, остро нуждавшихся в наведении порядка в стране.

«В ситуации в Дагестане произошел коренной перелом, и вторгшиеся в республику сепаратисты потерпели жестокое поражение. Они еще не понимали, что для них это начало конца. Но вскоре Россия официально объявила о начале второй чеченской кампании, которая привела к относительно быстрому установлению контроля над территорией мятежной республики. Владимир Путин дал тогда достойный и четкий ответ на главный вызов, стоявший перед Россией, – указал Джаралла. – Потом, перед самым Новым годом, последовало знаменитое ельцинское «Я устал, я ухожу», и назначение Владимира Путина и.о. президента РФ. Сейчас мы уже знаем, что перед этим назначением Борис Ельцин крайне внимательно проверял кандидата в преемники, и Путин это испытание выдержал».

Ельцину понравились и скромность преемника, и его безусловно уважительное отношение к тем, с кем ему довелось работать ранее.

«Ельцин рассказывал, что несколько раз пытался спровоцировать Путина на негативные высказывания об Анатолии Собчаке, но сделать ему это так и не удалось. В итоге первый президент убедился, что этот человек – не подхалим и никогда не изменяет своим принципам. Также Путин был известен среди чиновников тем, что всегда держал свое слово, и это было огромной редкостью в политической среде РФ того периода. В момент, когда Путин был назначен и.о. президента РФ, у многих появилась надежда на то, что «в России все начинает налаживаться». А вскоре мы убедились, что это истинная правда. И убеждаемся в этом до сих пор», – заключил политолог Джаралла.