Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Петербурженка планирует преодолеть 1600 километров, чтобы посетить более ста японских храмов

Этнограф Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамеры) Александра Судакова отправилась в путешествие по одному из самых известных паломнических путей в Японии, чтобы изучать традиции, религию, нравы современных японцев
Фото: предоставлено Александрой Судаковой

– Александра, что ставите главной целью экспедиции?

– Изучение особенностей паломничества в Японии. То, как этот культурный аспект представлен в наше время. Как менялся в веках. Это возможность заглянуть в душу Японии.

Путь, который мне предстоит, называется «88 храмов Сикоку», его протяженность 1200 километров. Также пройду еще 20 храмов вне этого маршрута, это примерно еще 200 километров. Последний пункт экспедиции находится не на Сикоку, а в другом регионе – на священной горе Коя-сан, где находится захоронение монаха, который первым прошел этим маршрутом. Для посещения горы необходимо преодолеть пролив, эта часть добавляет еще почти 200 километров. В общей сложности предстоит преодолеть 1600 километров, посетив более 108 храмов.

– Сколько продлится поездка?

– Около двух месяцев.

– Хотите пройти это расстояние пешком?

– Большую часть. Одна из составляющих моего исследования – ощутить на себе то, что чувствуют паломники, идущие этим путем, пообщаться с ними. Понятно, что ввиду расстояния и относительно сжатых сроков, пролива и, возможно, неблагоприятных погодных условий, какую-то часть без транспорта осилить невозможно. Впрочем, до некоторых храмов в принципе можно добраться только пешком.

– Вы заранее назначили какие-то встречи или все будет происходить случайно?

– Скажем так, 80 процентов материала от общения с клириками и паломниками – это случайные встречи. С некоторыми из настоятелей храмов и монахов мы уже договорились о беседе.

– К какой религии относятся эти храмы?

– Синтоизм и буддизм.

– Какую часть в вашей экспедиции займет изучение современной культуры японцев?

– Ключевую. Это основная цель. Рассматриваю паломничество с точки зрения топологии путешествия. И современных моделей поведения паломников. Как религиозного человека, как путешественника и как коллекционера.

– Поясните, что в данном случае коллекционируют?

– Паломнические печати госюин. В Японии принято понимать оттиск печати, полученный в синтоистском или буддийском храме как доказательство посещения святого места с молитвой. Слово «сюин» означает красную печать цвета киновари. Есть коллекционеры, которые приезжают в храмы именно ради получения печатей, это как отметка на трассе в ралли.

Современные госюин отличны от своего первоначального вида. Печать госюин во многом потеряла свое значение копии сутры (в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, афоризм, позднее – своды таких высказываний) и на данный момент имеет значение отметки о посещении храма. А «Бум коллекционирования печатей» в современной Японии вызван коммерциализацией госюин храмами, тенденцией к созданию печатей с изображениями массовых трендов. Перед паломничеством человек покупает специальную тетрадь. Когда он приходит в тот или иной храм, паломник платит от 300 до 500, иногда до 1000 иен и получает печать. На ней написано название храма, иногда еще имя божества, если речь о синтоистских храмах. Могут быть написаны дополнительные изречения, стихи, молитвы, часть сутры. Это предмет выглядит как искусство, но являющийся частью религиозного обряда. Получив отметку, паломник получает подтверждение, что он был в храме и пообщался со святым этого места. В конце паломничества у печатей есть четкая нумерация. В последнем храме получаете печатать, что прошли путь, например, 88 храмов. После этого можно отправляться на гору Коя-сан, чтобы посетить могилу учителя.

– А на каком языке вы общаетесь с местными?

– Исключительно на японском.

– Зачем все это?

– Опросить, зачем люди это делают, какие у них мотивы и как все это соотносится с современной жизнью в Японии. Понять, как меняется современная культура, чтобы лучше понимать мотивы и интересы японцев, ныне живущих. А также собрать новые артефакты для Кунсткамеры.