Музей-усадьба Ильи Репина готовится к реставрации
В усадебном парке, да, пожалуй, и в самом доме Репина, пока все как прежде. Знаменитая башня «Шехерезада», на которой, кажется, побывали все именитые гости художника. Беседка «Храм Озириса и Изиды», которая как при его жизни, так и сегодня служит своеобразной эстрадой. Ажурные мостики из березовых бревен и колодец «Посейдон», воду которого Репин считал целебной. Но так кажется только на первый взгляд.
Большой переезд
Сейчас в музее-усадьбе готовятся к переезду. Часть вещей – живопись, графику, фарфор, предметы малой пластики перевезут в основное здание Академии художеств. Крупногабаритные отправят в реставрационные мастерские. И опустевший дом будет готов к преображению до наступления морозов.
Уже в конце октября усадьба Репина, где он прожил более 30 лет, закроется на реставрацию, в которой она давно уже нуждалась.
Даже при беглом взгляде на строение видно, что дом проседает, деревянные стены стали гнить, а знаменитая стеклянная крыша начала протекать.
Максимально бережно
По словам Алексея Мудрова, директора Музея Академии художеств, куда входит и репинская усадьба, предстоит перебрать все венцы, поменять инженерные сети и системы безопасности, разобраться с отоплением, решить проблемы водоотведения и фундамента.
«Очень сложный конструктив остекления усадьбы, трудная система отопления, которая делалась намного позже. Провисли балки. Все это требуют реставрации. Подойдем максимально бережно», – заверяет он.
В мемориальных помещениях – столовой, кабинете, мастерских – никаких изменений не предполагается. Перемены коснутся только трех вводных залов, где посетителям рассказывают о создании усадьбы и вехах творчества Репина, то есть готовят к посещению основных комнат.
На реализацию проекта Министерство культуры выделило 150 млн рублей. Подрядчик пока не определен, конкурсная процедура намечена на конец года. Открыть музей-усадьбу для посетителей планируется летом 2026 года.
В гостях у Репина
Пока дом будет находиться на реставрации, в парке развернут временные выставки.
«Это глэмпинги. В данном случае выставочные мини-пространства, в которых мы разместим экспозиции, рассказывающие об усадебной жизни», – показывая на необычные шатры, объясняет заведующая филиалом музея-усадьбы Репина «Пенаты» Елена Гладкова. Пока открыты только два.
«Всего будет шесть шатров, каждый – со своей тематикой. Современники Репина, гости усадьбы, его учителя и друзья, переписка между ними – все найдет отражение в этих экспозициях, которые мы наполним звуками, голосами и музыкой. Во время работы Культурного форума мы официально откроем первый небольшой выставочный проект «В гостях у Репина», – уточняет Алексей Мудров.
Почитателей таланта художника просят не волноваться. В новой экспозиции будут только копии или бутафорские предметы.
Новый формат
Проникнуться атмосферой места поможет и 3D-тур, который сейчас готовят сотрудники музея. Он перенесет посетителей не только в «Пенаты», но и в другую усадьбу Репина – «Здравнево», что в Белоруссии.
Еще один подарок – пахнущий типографской краской каталог Музея-усадьбы Репина. Этот научный труд, потребовавший серьезной работы, готовился несколько лет.
«Издание объединяет всю большую коллекцию – 615 работ. Я считаю, для Музея Академии художеств это, по сути дела, генеральный каталог», – отметила хранитель экспозиции и фондов музея-усадьбы Репина «Пенаты» Вера Ловягина.
В первый том вошли 224 произведения, созданные в разные периоды творчества художника. Во втором – 400 произведений из коллекции Репина и его семьи, в том числе работы Юрия Репина, сына Ильи Ефимовича. Многие работы опубликованы впервые.
Ключевое событие, посвященное 180-летию Репина, намечено на ноябрь, когда в парадных залах Музея Академии художеств откроется масштабная выставка «Репин в деталях».
«Мы покажем те вещи, которые не покидали Академии художеств, а многие, хранящиеся в фондах, не демонтировались вообще нигде и никогда», – пообещал Алексей Мудров.
Сам усадебный парк продолжит свою работу. Здесь будут проходить мастер-классы, пленэры, лекции. «Жизнь в усадьбе не остановится», – подытожил директор.