«Как композитор я состоялся в Ленинграде...»: Григорий Гладков рассказал, как родилась «Пластилиновая ворона» и кому посвящена «Коробка с карандашами»
– Григорий Васильевич, на ваш взгляд, какую роль в мультфильмах играет музыка? Она первична или идет вслед за литературой?
– Все по-разному. Например, мой первый мультик «Пластилиновая ворона» целиком был сделан из моих песен. Значит, здесь я был соавтором сценария.
Бывает, что есть только инструментально-прикладная музыка. А случается, что весь фон состоит исключительно из шумов. Например, в мультфильме «Жил-был пес» (0+) музыки нет вообще, только скрип снега, вой волка, лай собаки. Но если есть музыка, то она всегда украшает любое кино.
– «Пластилиновую ворону» обожают и взрослые, и дети. Как вы стали соавтором этого мультфильма?
– Здесь такая история. Однажды на пляже в Коктебеле, где я под гитару пел свои песни, их услышали мультипликаторы Александр Татарский и Игорь Ковалев. Им понравилось, и мы записали фонограмму.
Потом они на самодельном станке создали первый мультфильм к песне. Увидев его, Эдуард Успенский, который тогда работал редактором в отделе мультипликации объединения «Экран», пришел в восторг и сказал: «Одна песенка есть, давайте еще две». Меня вызвали из Ленинграда в Москву, и я прямо там сочинил еще несколько песен.
Вскоре мы уже сдавали «Пластилиновую ворону» худсовету. Так родился этот мультфильм – экспериментальный, веселый, задорный.
– Возможно, секрет его успеха и в том, что ворона из пластилина? Это необычно.
– Создавать анимацию можно из любого материала. Есть мультфильмы из пуговиц, соломы, глины, проволоки. Есть и из пластилина. Но если фигуры героев просто вылеплены из него, то такие мультики ничем не отличаются от кукольных.
А в «Вороне» есть один фокус: там фигуры вырастают из целого куска пластилина.
Секрет Татарского в том, что он сначала вылепливал фигуру из пластилина, а потом начинал ее ломать, пока она не превращалась в бесформенный кусок.
Затем он пускал пленку в обратном направлении, и получалось, что персонажи рождаются прямо на глазах у зрителей. Поэтому так интересно смотреть.
Правда, вначале этот мультфильм хотели запретить, так как он казался «идеологически безыдейным». Спасли картину создатели суперпопулярной телевизионной передачи «Кинопанорама» – редактор Ксения Маринина и режиссер Эльдар Рязанов. Наперекор цензорам они показали «Ворону» в одном из выпусков. Она имела огромный успех и пошла по стране.
– Стихи о вороне написал Эдуард Успенский. Как вам с ним работалось? Сейчас говорят, что у него был непростой характер.
– Это все чушь и ерунда. Все не так. Мы с ним познакомились еще в 1980 году. Он, конечно, был человек своеобразный. Но фантазия у него была безмерная.
Он всегда был окружен молодыми поэтами и помогал им пробиться в жизни. Если бы не он, многие бы не состоялись. Помог Эдуард Николаевич и мне. Так что я ему очень благодарен.
Я написал музыку к его мультфильму «Про Веру и Анфису» (0+) – про девочку и обезьянку, в котором все песни спел Олег Басилашвили. Также цикл песен к проекту «Профессор Чайников» и другим работам.
Помню, однажды мы делали радиоспектакль «Следствие ведут колобки» (6+), и в одной из песен не оказалось припева. Успенский отреагировал мгновенно и тут же накидал: «Мороженое, мороженое совсем немного стоит». И, уже стоя в дверях, сказал: «Мороженое, мороженое вам двери все откроет».
Вообще ему было свойственно недописывать концовки песен, потому что он вечно куда-то спешил. Приносил мне стихи и говорил: «Все! Больше не могу, нет времени». К примеру, финал «Пластилиновой вороны» – «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите / Там, где идет строительство или подвешен груз», – сочинил мой друг замечательный поэт Григорий Остер.
Кстати, не все знают, что Успенский изначально был сатириком, начинал вместе с Аркадием Аркановым и Григорием Гориным. Но потом ушел в детский жанр. Он говорил: «Я считаю, что сатира разрушает, а я хочу созидать».
– Вы начинали в Ленинграде, потом перебрались в Москву. Почему?
– Одной из причин моего переезда было то, что в Ленинграде абсолютно не было мультипликации в советское время. На студии научно-популярных фильмов делали какие-то ролики о вреде курения с элементами анимации.
И все. А у меня на тот момент уже появились успешные проекты. Приходилось все время мотатьсяв Москву, и я решил переехать.
Но Ленинград, где я состоялся как композитор, я не забывал никогда. Здесь я окончил музыкальное училище и Институт культуры. Все первые мои успехи тоже были связаны с этим городом: первая фонограмма с оркестром в Доме радио на Итальянской улице, первые песни на стихи Александра Кушнера к спектаклю ТЮЗа «Дети, дети, дети», первое профессиональное выступление в «Ленконцерте». Да и первый мультфильм тоже появился в то время, когда я жил здесь и выпустил пластинку «Пластилиновая ворона», хотя ее и делали в Москве. Уже после переезда в столицу я всегда старался почаще приезжать сюда и записывать музыку именно здесь.
– У вас наверняка и любимые места есть в Петербурге?
– У меня есть песня на стихи петербургского поэта Александра Кушнера «Вдоль Мойки». Это мой самый любимый маршрут. Я надевал длинный плащ, брал зонтик и бродил по опустевшему городу.
Все это вылилось в альбом и фильм по моим песням о Петербурге, который, как и сборник, называется «Город в подарок». Сейчас я заново переписал все и хочу, чтобы этот альбом стал саундтреком к будущему музыкальному фильму, ведь я еще немного и режиссер.
Еще я люблю Юсуповский дворец – мое последнее место работы. В то время он назывался Дом работников просвещения, или Дом учителя. Я там вел Клуб песни, который мне передал Виктор Резников, мой друг, к сожалению, рано погибший в автокатастрофе. Мы с ним ровесники, дружили, мотались в Москву и вместе начинали.
– Еще одним вашим другом стал Вячеслав Полунин?
– В моей биографии есть Поклонная гора, где я жил в соседнем с ним доме. Именно Вячеславу Полунину я посвятил песню «В коробке с карандашами», потому что он очень ярко одевался – красная куртка, зеленые штаны, желтый шарф, синий рюкзак. «Я бросаю вызов серости», – говорил он.
Помню, стоим мы на остановке на улице Сикейроса, и Вячеслав спрашивает: как дела? Я рассказываю, что написал песню, по ней сделали мультик. А он мне по секрету говорит, что решил создать театр «Лицедеи». И создал его.
Любимый персонаж, наверное, ворона, потому что она мудрая. В Доме кино ей даже установили памятник из керамики, который потом случайно задели, и он разбился. Была идея изготовить новый и установить ворону не простую, а движущуюся, на фасаде киноцентра. Был даже готов проект, но дальше этого дело не пошло... А самая популярная песня – «В коробке с карандашами» – стала одним из главных моих хитов.
Мультфильм «Коробка с карандашами» (0+) снят по стихотворению Владимира Приходько, которое Григорий Гладков положил на музыку.