Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Алексей Фадеев: «Санкт-Петербург может стать важнейшим транспортным хабом для зарубежных партнеров»

Зампредседателя Общественного совета Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики – о том, почему потенциал нашего порта не будет снижен
Фото: Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики

Китайская логистическая Yangpu Newnew Shipping Co после восьми контейнерных рейсов по Северному морскому пути, совершенных в 2023 году в порты Санкт-Петербурга, Калининграда и Архангельска, на 2024 год выбрала основным российским портом Архангельск. В пользу северных соседей сыграло время: путь из Шанхая до Поморья занял 23 дня против 32 суток до Северной столицы. Доктор экономических наук, профессор Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области и заместитель председателя Общественного совета Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Алексей Фадеев рассказал «Петербургскому дневнику», почему потенциал порта Санкт-Петербург не будет снижен в результате таких решений.

«Решение китайских судовладельцев в отношении использования порта Архангельск, наряду с портом Санкт-Петербург, можно только приветствовать. Ведь чем больше российских портов, вовлеченных в работу Северного морского пути, будет задействовано для перевалки грузов, тем выше экономические показатели работы арктических регионов. Предприниматели Поднебесной опытным путем доказали, что движение по Северному морскому пути может быть выгоднее привычных мировых логистических маршрутов. В этом году восточные партнеры запланировали до 12 таких рейсов», – комментирует ситуацию Алексей Фадеев.

Слова эксперта подтверждает и статистика. По результатам проведенного Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики мониторинга торговый оборот Северной столицы с регионами Арктической зоны ежегодно увеличивается, причем Архангельская область находится в тройке лидеров. За первую половину 2024 года сумма контрактов составила почти 6 миллиардов рублей, что в полтора раза превысило показатели 2023 года.

«Говоря о перспективах порта и его вовлеченности в работу Севморпути, важно помнить о проекте развития международного транспортного коридора «Север – Юг» и его интеграции в Северный морской путь, что открывает принципиально новые перспективы для логистической сферы не только Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Запада России. Поэтому потенциал порта Санкт-Петербург не будет снижен в результате решений китайских партнеров, и никогда не зависел от них», – продолжил Алексей Фадеев.

Кроме того, к процессу доставки товаров из Азии напрямую в Санкт-Петербург по Северному морскому пути подключился логистический оператор «Деловые линии».

Эксперты отмечают, что логистическая сфера Северо-Запада справилась с санкционными ограничениями и вышла на траекторию уверенного роста. Только в первом квартале текущего года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург составил 13,4 миллиона тонн, что почти на 40% больше аналогичного периода 2023 года. Отмечается интерес бизнеса к маршрутам, которые связывают российские порты в Финском заливе с портами Юго-Восточной и Южной Азии, а также Африканского континента.

Напомним, Санкт-Петербург является самой северной точкой МТК «Север – Юг», ставшего альтернативой традиционному морскому пути из Европы в Азию. В соответствии с планами правительства России, предполагается развитие грузопотока данного коридора к 2030 году до 30 миллионов тонн и до 35 миллионов тонн – к 2035 году.

«Санкт-Петербург может стать важнейшим транспортным хабом, соединив проект «Север – Юг» с Северным морским путем и внутренними водными путями России, интерес к которым проявляют зарубежные партнеры. А для нашей страны Северная столица и Ленинградская область остаются ключевыми регионами для транспортировки почти всех грузов, особенно экспортно-импортных», – подчеркнул заместитель председателя Общественного совета Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики, профессор, доктор экономических наук Алексей Фадеев.

Он добавил, что потенциал Санкт-Петербурга может быть также востребован при строительстве судов, которые будут эксплуатироваться в рамках акватории Северного морского пути, а также в перспективе могут заходить в порт Санкт-Петербурга для обработки грузов и снабжения. Ранее в Росатоме пояснили, что для реализации таких планов по развитию СМП потребность во флоте оценивается на уровне 75-80 судов ледового класса различного назначения.