Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Василий Колташов: «Мы увидели глубокое финансовое нездоровье западных экономик»

Экономист – о причинах и последствиях падения фондовых рынков
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Прошедший понедельник уже окрестили «черным» в мировой экономике. Экономисты пытаются понять, почему фондовые рынки стали падать один за другим, как карточные домики, может ли это перерасти в финансовый кризис, а затем и в мировой экономический кризис, и главное – как это затронет Россию?

Японский индекс Nikkei по итогам торгов накануне обвалился на 12,4%. Такого рекордного падения не было аж с 1987 года. Дальше начали падать азиатские рынки – тайваньский, гонконгский, стамбульский. Следом резко снизились европейские рынки. А запустили цепочку падений сразу несколько событий. По мнению экспертов, началось все еще на прошлой неделе – с Америки.

Директор Института нового общества, руководитель его Центра политэкономических исследований Василий Колташов отмечает, что западные фондовые рынки – это огромные «финансовые пузыри», которые раздувались в течение последних двух лет.

«По сравнению с тем ростом, который они демонстрировали, нынешний обвал носит весьма ограниченный характер. По сути, рынки за день упали на 3-5%, в то время как за два года они выросли практически на 30%. Если падение высокой интенсивности продолжится в течение ближайших недель, то тогда мы сможем говорить о «крахе рынков». Пока же мы можем говорить только об их обвале, причем временном», – говорит Колташов.

Для России же это означает демонстрацию глубокого финансового нездоровья западных экономик, считает он, а также их слабую способность к росту и наличие застарелых, давно не решаемых проблем.

«Неудивительно, что этот обвал практически сразу оказал давление на рынок нефти. Стоимость «черного золота» обвалилась ниже 76 долларов за баррель, и это крайне неприятная для нас новость. Ведь теперь выручка от экспорта нефти у нас наверняка станет меньше. Интересно, что традиционную роль «тормоза падения цен» на нефть не сыграла новость о том, что на Ближнем Востоке со дня на день может начаться масштабная война. Это значит, что падение рынков носит более обусловленный характер, чем кажется на первый взгляд. Если бы внутренние проблемы западных экономик были менее серьезны, нефть могла бы вообще не падать», – указал он.

Судя по всему, на западных рынках нет ни малейшего оптимизма по поводу собственного состояния, считает Колташов.

«Скорее, они демонстрируют пессимизм, идут разговоры о снижении ключевой ставки ФРС США. По сути, речь идет о том, что экономики стран Запада могут испытать долгий многосторонний кризис. В этом случае там будет уменьшаться потребление, оказывая серьезное давление на мировые цены, – прогнозирует экономист. – В то же время Россия сейчас активно развивает обрабатывающий сектор своей промышленности. На Западе многие предприятия обрабатывающего сектора вскоре начнут погибать вследствие кризиса. И наши предприятия этого профиля могут начать занимать их место на глобальных рынках. Соответственно, для нас это будет означать экономический рост и довольно неплохую перспективу развития».

Несмотря на то, что краха еще не произошло, мы пока находимся в процессе, видим «начало извержения вулкана».

«Многое зависит от того, как поведут себя американские регуляторы, в первую очередь, ФРС США. Если они сейчас начнут «заливать» рынки деньгами – а вероятность этого в преддверии выборов в Америке велика, – то ситуация может стабилизироваться, а о недавнем падении рынков все быстро позабудут, сочтя его «случайностью». Но на самом деле ключевые проблемы западных экономик никуда не денутся. Как и глубокое экономическое нездоровье Запада, неэффективность его производственного сектора и управления, избыточность стоимости ценных бумаг западных компаний и т. д. То есть это не нечто такое, что можно взять и исправить за год-полтора, это системные проблемы. И это – подготовленное долгое экономическое «проседание», – считает аналитик.

Собственно, именно это мы и наблюдаем в течение последних лет, продолжил он.

«В том же Европейском союзе погибает производство удобрений, производство автомобилей, химическая отрасль и т. д. Это нельзя назвать крахом, это может продолжаться в таком режиме еще 10-15 лет. У остатков среднего класса в ЕС «суп будет все жиже», а издержки – все выше. Единственное средство для Запада защититься от этого – позволить своим рынкам обрушиться, а «финансовым пузырям» сдуться. Это неизбежно повлечет за собой девальвацию национальных валют – доллара, евро, фунта стерлингов, канадского доллара и т. д. В моменте это повлечет резкое падение уровня жизни населения. Но зато это даст западным правительствам возможность оживить свою экономику», – говорит экономист.

Массовое падение уровня жизни может поставить некоторые государства, например США, на грань гражданской войны.

«Американцы – люди амбициозные, они привыкли жить хорошо, на широкую ногу. При этом они совсем не собираются идти вперед, они, наоборот, стремятся «идти назад». Ведь в Америке сейчас соревнуются те, кто считает, что «можно оставить все как есть, лишь немного подлатав, и это уже будет достижение». Это «байденомика». Им противостоят те, кто мечтает «сделать Америку снова великой», каковой она, увы, больше не будет. «Золотой век» для США прошел, и сегодня многое там серьезно разрушено: экономика гнилая, огромная часть компаний откровенно неэффективна, многие крупные компании берут кредиты, перекредитовываются и т. д. Сейчас и для США, и для всего западного мира выбор состоит только в том, будет ли это единовременный крах и «перезагрузка» или долгое, многолетнее загнивание и разложение», – заключил Колташов.