«Стараюсь меньше говорить и больше показывать»: экскурсовод на выставке «Мой Петербург» Вячеслав Яловега рассказал, что ему особенно нравится в работе
Вячеслав Яловега – экскурсовод на общедоступной выставке «Мой Петербург» (0+). В беседе с «Петербургским дневником» он признался, что ему особенно нравится в работе и с какими сложностями приходится сталкиваться. А также поделился профессиональными секретами.
– Вячеслав, расскажите, пожалуйста, как пришли в профессию?
– Экскурсоводом я стал в начале 2022 года. До этого 9 лет прожил в Москве. Учился я в университете на историка. Собственно, поэтому оказался в итоге в историческом парке. А предыдущее место работы – учитель истории в школе. Захотелось сменить сферу деятельности, потому что педагогика достаточно нервное и трудозатратное дело.
Мне всегда нравилось рассказывать, презентовать. И работа экскурсоводом эту страсть полностью удовлетворяет, особенно в Петербурге.
Выставочный центр «Россия – моя история» меня всегда интересовал, поэтому сюда я практически в первую очередь и направил резюме. Во-первых – это современное мультимедийное пространство, совсем недавно открывшееся. Во-вторых, я, как историк по образованию, стремился к чему-то именно историческому, а большая часть музеев в нашем городе либо художественные, либо литературные.
А здесь получается быть внутри своей сферы интересов. Есть возможность общаться с людьми, делиться знаниями. Я всегда это старался делать, сколько себя помню: делился со знакомыми, родственниками – всем вроде нравилось. И очень здорово, что получается этим заниматься профессионально. Кроме того, у нас сплоченный и дружный коллектив, что также очень важно.
– У вас есть любимые экспонаты или маршруты на выставке?
– Больше всего люблю две постоянные экспозиции нашего комплекса – «Романовы» и «Санкт-Петербург. История развития». Они более близки мне из-за того объема знаний, который я получил в университете. Но я не могу сказать, что остальные экспозиции мне нравятся меньше. Сейчас «Мой Петербург», конечно, самая масштабная из всех выставок.
– Какие именно люди посещают выставки?
– Наш комплекс далеко от центра города, поэтому к нам чаще всего приезжают именно организованные группы: школьники, трудовые коллективы, социальные работники. То есть публика очень разная – от дошкольников до людей, которые уже много лет на пенсии.
Разным людям, конечно, интересно разное. Старшее поколение предпочитает размеренный формат общения и более подробное погружение в контекст. Молодежь привыкла к яркому, быстрому, стремительному показу и рассказу. В этом плане «Мой Петербург» выигрывает за счет мультимедийности.
Благодаря выставке «Мой Петербург» нас стали больше узнавать, и люди начнут чаще приходить сами. Кроме того, летом часто приходят семьи, туристы, тоже в основном индивидуально.
– Что самое сложное и самое приятное в работе?
– И то, и другое – общение с людьми. Например, есть те, кто готов отстаивать правдивость известных исторических мифов. Например, что Иван Грозный и Владимир Мономах – одно лицо, что Петра Первого подменили во время его учебы в Европе и так далее.
Из приятного же – когда люди благодарят.
– Есть у вас какие-то профессиональные секреты?
– Прямо вот только моих – нет. Но я знаю, что со школьниками, например, не нужно бояться быть построже. С этим у меня проблем не возникает, потому что я был учителем. В рассказе для школьников важно быть динамичным, все время выдавать интересную информацию, чтобы они не заскучали. Современные дети уже с самых ранних лет привыкают очень быстро познавать мир. Также я с ними разговариваю по привычке в учительской манере – постоянно задаю вопросы. Так дети намного легче вовлекаются в рассказ, становятся его участниками. Это помогает удержать внимание и интерес.
Для взрослых и пожилых посетителей более важен, конечно, научный фундамент информации.
– Что больше всего впечатляет вас на выставке «Мой Петербург»?
– Эта выставка, конечно, требует отдельного разговора, потому что она действительно уникальная. Такого насыщенного рассказа о городе, о его современной жизни нигде раньше не было.
Кроме того, как я уже говорил, здесь очень высокий уровень интерактивности, мультимедийности – нет ни одного зала без этих элементов. Это, с одной стороны, конечно, здорово, но вызывает и сложности – люди могут устать от такого объема информации в столь насыщенной, разнообразной форме. Поэтому я стараюсь меньше говорить и больше давать потрогать, показывать и так далее.
И, конечно, нельзя в целом не отметить масштаб и уровень организации. Ни в одном городе ничего подобного пока нет. Иногда смотришь на все это, осмысляешь и вновь поражаешься. Даже в Москве такого нет, а она все-таки столица – там традиционно аккумулируется самое большое количество передовых музейных технологий.