Как на петербургских улицах идет охота на шумный транспорт
Госавтоинспекция Петербурга провела несколько рейдов по поиску водителей, чьи транспортные средства – машины и мотоциклы – чересчур шумят. Нарушители получают штраф и предписание: устранить нарушение. Тем, кто не подчинится, грозит автоматическое снятие с регистрации. Шумные двигатели – бич всех европейских городов, и в разных странах с ними борются по-разному. Но в России Петербург стал первым регионом, где не просто объявили войну «прямотокам», но разработали механизм, как ее проводить.
Газуй на нейтралке
Во-первых, полицейских вооружили прибором, который замеряет не только уровень шума, но и количество отработанных газов. Во-вторых, наряды ДПС начали ездить по городу, выискивая в потоке машины, которые слишком хорошо слышно. Их водителям сигналят в мегафон, заставляют остановиться, а потом приступают к замерам.
Автомобиль ставят на нейтральную передачу, затем просят водителя нажать на газ, «разогнав» двигатель до 3-3,5 тысячи оборотов. Даже обычная машина будет завывать при таком разгоне, а что уж говорить про машину с форсированным движком. На них-то и идет основная охота, как и на прямоточные глушители мотоциклов.
«Такой апгрейд вызывает законное возмущение у граждан, особенно ночью, если такой автомобиль проезжает под окнами жилых домов, – говорит сотрудник пресс-службы ГУ МВД Сергей Зинчик. – К тому же резкий рев мотора отвлекает внимание автовладельцев, создавая угрозу безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция Петербурга проанализировала административное законодательство и разработала механизм привлечения любителей «громкой» езды к административной ответственности».
По словам представителя полиции, нарушителя штрафуют сразу по двум статьям. Первая – эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов уровня шума. Она действует в любое время суток – не только ночью – и карает штрафом в 500 рублей. Вторая – управление транспортом при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена. Здесь тоже штраф 500 рублей. Главное же – те нарушители, которых уже поймали, а таковых за один уик-энд набралось 15 человек – кроме штрафа, получают еще и предписание: устранить нарушения.
Автоэксперт и член Общественной палаты Санкт-Петербурга Александр Холодов заметил: это означает, что за 10 дней авто- или мотовладелец должен вернуть транспортное средство в то состояние, в каком оно сошло с заводского конвейера.
«Иначе твой номер аннулируется, мотоцикл, по сути, останется без регистрации и ты будешь ездить по дороге ровно до первой встречи с инспектором, – пояснил эксперт. – А ГИБДД сейчас ездит не только на машинах, у них есть и мотобатальон специально для погони за нарушителями-мотоциклистами».
А еще, напоминают в инспекции, езда на незарегистрированном транспорте грозит лишением прав.
Личным примером
Президент общественной организации «Мотоциклисты Санкт-Петербурга» Григорий Путинцев рейды одобрил, хотя и усомнился в их эффективности. Мотоциклисты, заявил эксперт, понимают, что поймать их во второй раз почти невозможно. Так, полиция и не узнает, исполнили ее предписание или нет. А забирать мотоциклы на штрафстоянку никто не будет: слишком сложно их там охранять, в отличие от запирающихся машин.
«И все-таки, – говорит Путинцев, – самый правильный метод: воспитание. Личным примером. Старожилы, которые состоялись в жизни, объясняют молодняку, что ездить с прямоточным глушителем – это неправильно. И те их слушают. И вроде даже проникаются, когда старший брат по разуму им говорит, что детям нужно спать, а они со своим прямотоком этого делать не дают».
Повод поставить громкий прямоточный глушитель, по сути, один: безопасность.
«Водители машин меня не видят, сейчас вильнут и заденут. Пускай уж тогда меня слышат», – так рассуждают неумелые мотоциклисты, среди которых попадаются даже возрастные.
Вторая причина – слабый двигатель: убрав глушитель, владелец рассчитывает добавить 3-4 лошадиные силы.
«В 2011 году на открытие мотосезона регулярно приезжали наряды ГИБДД и увозили по 30-50 чрезмерно громких мотоциклов. Из трех тысяч участников. Получается, один процент всех мотоциклов имел явные изменения в конструкции. Через несколько лет количество участников достигло 9 тысяч, а нарушителей стали выявлять не более 10, – вспоминает Путинцев. – Вывод: людей все-таки можно перевоспитать. Объяснить, что автомобилист тебя все-таки видит, а в крайнем случае – можно слегка газануть, и тогда тебя услышат даже с глушителем. Впрочем, штрафы воспитывают еще лучше: поэтому других нарушений, которые можно отследить по камерам, стало гораздо меньше».