Владимир Бухинник: «Мода сегодня очень демократична»
– Владимир Владимирович, на «Ассоциациях» в Царском Селе вы показали коллекцию, посвященную Пушкину. Скажите, специально готовились к этой дате?
– Пушкин волновал меня давно. И примерно год назад я сделал коллекцию, навеянную его творчеством. Когда все уже было нарисовано и мы запустили ее в работу, я совершенно случайно услышал по телевизору, что 2024 год объявляют Годом Пушкина.
Честно говоря, я даже был расстроен. Дело в том, что я не люблю мейнстрима. Но так получилось, что я стал первым, потому что коллекция была показана в октябре прошлого года.
Когда Ольга Вячеславовна (директор ГМЗ «Царское Село». – «ПД») увидела мои работы, они ей очень понравились. И она предложила мне стать участником «Ассоциаций». Но так как по условиям этого дефиле нужно демонстрировать свежую коллекцию, я пообещал, что сделаю ее в другой редакции. Поэтому зрители в Царском Селе увидели совершенно новые работы.
– Скажите, Недели моды, дефиле – это важно для творческого эго модельера или работы пользуются спросом?
– Конечно, и очень часто. Иногда приобретается вся коллекция целиком. Например, моя предыдущая коллекция, которая была посвящена дягилевским сезонам, была практически полностью целиком куплена одной известной компанией.
Честно говоря, у меня вообще нет ни Модного дома, ни музея. И я не собираю свои работы, как многие художники, которые хранят их десятилетиями. В июле в Москве проходила выставка, которая называлась «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005». От меня там были представлены только фотографии, потому что коллекций костюмов у меня нет, ничего не сохранилось. Наверное, я в этом смысле не очень серьезно отношусь к своему наследию. Тем не менее один мой костюм принят на вечное хранение в Эрмитаж.
– Мы часто слышим разговоры о высокой моде. Можно обозначить основные тенденции, которые были бы приемлемы для обычных людей?
– В двух словах об этом не рассказать. Потому что сейчас тенденций очень много. Сегодня мода в этом смысле очень демократична. Конечно, есть какие-то банальные вещи. Например, персиковый цвет, который в этом году объявлен цветом года. Но для меня это не тенденция.
Да и вообще мода сегодня не слишком эстетична. Особенно если принять во внимание мировой мейнстрим, где много очень объемных вещей. И где мода не стремится подчеркивать красоту человеческого тела. Сейчас, скорее, удобство побеждает эстетику.
– Одежда не по размеру, например, та, что мы видим в телевизионном шоу «Модный приговор», смущает многих. Означает ли это, что все должны одеваться так же?
– Конечно, нет. Каждый решает для себя сам. Мода в последнее десятилетие стала очень демократичной. Нет такого четкого диктата, как был в прошлом веке. Когда в 60-е нужно было носить исключительно мини, а в 70-80-е годы, наоборот, макси. Сейчас таких тенденций нет. Каждый может купить себе то, что захочет. С одной стороны, это хорошо, потому что можно носить все, что тебе идет. Но с другой, это непростой выбор, потому что нет никаких четких правил.
Что касается ведущих шоу, это все-таки телевизионный имидж. Понятно, что им надо быть на острие. И я не думаю, что всем надо равняться на телеведущих или на рок- звезд. Все-таки жизнь – она немного другая. Здесь прежде всего надо научиться соблюдать правила культуры костюма. Потому что главное – быть уместно одетым.
– Об этом говорят постоянно. Тем не менее число людей в шортах, даже в театре, не уменьшается.
– В прошлом году на закрытии сезона в Филармонии я действительно видел человека в шортах и майке. Но я все же не рекомендовал бы ходить туда в таком виде.
Я считаю, что надо одеваться соответственно месту. Тем более в Петербурге, где можно пойти в красивый театр в вечернем платье. Не в каждом городе можно себе это позволить. Не везде есть такие прекрасные театры. Поэтому надо пользоваться тем, что живешь в таком прекрасном месте.
Однако какие-то перегибы все же случаются. Порой побеждает бытовуха. А иногда я вижу человека, который ходит в вечернем наряде с утра и до вечера.
– Может, ему просто некогда было переодеться?
– Я это понимаю. У меня тоже бывают моменты, когда по три мероприятия в день. Поэтому, когда мне нужно куда-то прийти вечером, я всегда беру с собой другую одежду и придумаю, как выглядеть достойно.
– А есть ли понятие петербургский стиль? Или его придумали для красного словца?
– Я думаю, что петербургский стиль, несомненно, есть. Но не могу сказать, что он конкретно петербургский. Он просто интеллигентный, европейский. Мне кажется, этим всегда отличалась петербургская мода. Она, кстати, всегда очень негативно относилась ко всем самым модным тенденциям.
Я не хочу обидеть, не дай Бог, Москву. Но я часто бывал там на Неделях моды. Они все-таки больше подчиняются каким-то мировым тенденциям. У нас, в Петербурге, относятся к этому более легко. И если не хотят их использовать, то делают свое и от этого не страдают. Петербургские художники, дизайнеры одежды самые самобытные, во всяком случае, для меня.
– Вы столько лет преподаете и знаете, что многие мечтают стать модельерами. Что можете им сказать?
– Профессия, скажем так, непростая. Многие думают, что это сплошные выходы на поклоны, цветы, аплодисменты. Но делать каждые полгода серьезную коллекцию – это большое испытание. Иногда бывают творческие неудачи, кризисы. И это все надо пережить. Поэтому если ты выбираешь судьбу модельера, то должен понять, что вся жизнь будет посвящена этому.