Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как в Петербурге спасали польского пастора

Католический священник Якуб Блащишин возвращался из Москвы в Петербург на «Сапсане», а очнулся в реанимации Мариинской больницы. Об истории его спасения рассказывают кардиохирурги городского стационара
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

Якуб Блащишин никогда не жаловался на здоровье. 52-летний мужчина занимался спортом, особенно любил велосипед, преподавал в Петербурге, где живет с 1996 года, в Католической высшей духовной семинарии Мария-Царица Апостолов. Беда случилась внезапно.

Смерть сердца

Как рассказывает Якуб, перед отъездом из Москвы он зашел перекусить и там неважно себя почувствовал. Сел в поезд, в дороге подумал: наверное, давление подскочило, завтра пойду к врачу. Вышел в Петербурге на Московском вокзале и дошел до медпункта, решил попросить таблетку от давления. И – провал. Как он потом узнал, он умер – прямо там, около медпункта. Внезапная сердечная смерть из-за остановки кровообращения. Его начали реанимировать, очень быстро, в течение 5 минут, приехала скорая помощь. На аппарате непрямого массажа сердца «Лукас» его довезли до Мариинской больницы.

«В результате остановки кровообращения из-за острого инфаркта у пациента произошла внезапная сердечная смерть. Когда его привезли к нам, мы продолжили реанимационные мероприятия, уже через 20 минут он был в операционной, где с помощью эхокардиографии – скринингового метода обследования пациентов с проблемами в сердце – выявили закупорку коронарной артерии. Мы установили стент, который восстановил кровоток», – рассказывает завотделением кардиохирургии Мариинской больницы Видади Эфендиев.

Но на этом проблемы не закончились. Это оказалось только началом. Врачи выявили разрыв межжелудочковой перегородки. С таким диагнозом вероятность летального исхода составляет 40 процентов. Якуба снова отправили на операционный стол, где начали операцию на открытом сердце с подключением аппарата искусственного кровообращения. Восстановили кровоток, выравняли давление и на месте разрыва, который оказался очень большим, 2,5 см, поставили 3-сантиметровую заплатку. Уже через день пациент пошел своими ногами. Сначала – на реабилитацию в Госпиталь для ветеранов войн, затем – домой.
С этой операции прошло ровно 2 года. Сейчас Якуб приходит в Мариинскую больницу на плановые осмотры, так как заболевание было очень серьезным. Но у него, как заверяют врачи, все отлично.

Предвестников инфаркта может не быть

«Моим друзьям сказали, что операция очень тяжелая и шанс выжить мал. Но я слышал, как говорили врачи, что если Эфендиев возьмется, то шансы есть. Слава богу, он взялся, он золото человек!» – рассказывает Якуб.

Он уверяет, что раньше никогда никаких серьезных проблем с сердцем не случалось. Не было ни нервных потрясений, ни травм. То есть все как обычно.

«Едешь себе в поезде, и тут – раз и умер. Я слышал раньше, что перед инфарктом должна быть разрывающая боль в груди, голове. У меня ничего такого не было. Доктор сказал, что 20 процентов инфарктов безболезненны. Когда я потом спрашивал, что со мной случилось, мне отвечали: «Ты умер». Я умер, и меня спасли здесь, в Мариинской, я молюсь за своих докторов и за мой второй дом – эту больницу», – говорит польский священник.

Кардиохирург Видади Эфендиев подтверждает, что в 80 процентах случаев у инфаркта есть предвестники – стенокардия, о чем сигнализирует жгучая боль за грудиной. Боль может отдавать в левую руку, нижнюю челюсть. Но бывает и внезапный инфаркт.

«Все же наверняка слышали, что шел себе человек, сел на лавочку и умер. Или умер во сне. Такое тоже бывает. В данной ситуации именно это и произошло. Не было типичных проявлений, а проявились они клинической смертью», – говорит кардиохирург.
Факторами риска для развития инфаркта являются атеросклероз коронарных артерий, наследственность, нарушения метаболического обмена, гиподинамия. Существенный фактор риска – стенокардия, неправильное питание, прием обильной сладкой и жирной пищи, которая влияет на обмен холестерина и приводит к отложению бляшек на стенках сосудов.

«У Якуба были некоторые факторы риска, но не все. К счастью, у него оказался очень хороший потенциал, он принимает терапию, отлично себя чувствует и никаких ограничений в жизни не имеет», – говорит доктор Эфендиев.

В год в Мариинской больнице бывает около 10 подобных случаев, но данное молниеносное развитие событий и фактически две смерти сердца подряд с последующим восстановлением – это действительно редкость.