Яндекс.Метрика
  • Владимир Ходырев

Владимир Ходырев: «На БАМ ехали по зову сердца»

На этой неделе в Петербурге простились с главой нашего города в 1983-1990 годах Владимиром Ходыревым. Незадолго до ухода из жизни он рассказал о том, какой вклад ленинградцы внесли в строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В этом году отмечается ее 50-летие
Фото: Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС

На Байкало-Амурскую магистраль уехало много ленинградцев-комсомольцев. Юноши и девушки отправлялись туда прежде всего, как мы тогда говорили, «по зову сердца». Эта стройка века, несмотря на многие трудности, давала им многое: интересное общение, профессиональный, управленческий и жизненный опыт.

Ленинград направлял на БАМ студентов, техников, геодезистов, железнодорожников, инженеров, проектировщиков, других специалистов. Они ехали туда, верили партии, государству, радовались возможности быть причастными к созиданию, к строительству стратегически важного для развития региона, для хозяйства и экономики СССР транспортного и инфраструктурного проекта. Поэтому многие работники нашего ленинградского института «Ленгипротранс» уезжали на БАМ.

Затем в городе по решению партии и правительства был специально создан трест и ПМК «Ленинградбамстрой» на базе очень значимого для города «Главленинградстроя» Исполкома Ленгорсовета. И так называемый ленинградский город на БАМе, Северобайкальск, был построен благодаря нашим ленинградцам, комсомольцам-труженикам, специалистам этих двух организаций.

Здесь нельзя не отметить отличную и очень напряженную работу Ленинградского обкома ВЛКСМ, секретарем которого была в 1970-е – начале 1980-х годов Валентина Ивановна Матвиенко. Через Байкало-Амурскую магистраль прошли тысячи ленинградских рабочих и инженеров с комсомольскими путевками.

В 1986 году в Северобайкальске был открыт памятник ленинградцам – строителям города, я хорошо помню, как на заводе фигурного литья при монетном дворе в Ленинграде этот памятник-скульптуру создавали. Почти все ленинградские комсомольцы на БАМе имели за спиной опыт работы в стройотрядах, и это очень помогло им быстро освоиться на новом месте и работать слаженно и эффективно. Поэтому то, что и в наши дни ширится стройотрядовское движение, я считаю очень правильным шагом. Помогать людям, строить и созидать, передавать свой лучший опыт всегда было отличительной чертой ленинградцев, которые никогда не забывали помощь и поддержку советских людей из всех регионов страны, принимавших и спасавших эвакуированных ленинградцев-блокадников, детей.

Так было и в 1988 году, когда случилась страшная трагедия – землетрясение в Ленинакане и Спитаке. Лучшие строители, инженеры, спасатели из Ленинграда приехали туда и помогали людям, разбирали завалы и восстанавливали города.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов возглавлял тогда, как я это называю, ленинградский десант – и работа была сделана на отлично, стала примером для бригад из других городов СССР. Это отметил председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.

И эти достижения были в том числе результатом опыта, который не только ленинградские, а все наши советские рабочие и инженеры всех специальностей получили благодаря беспрецедентной масштабной комплексной стройке – Байкало-Амурской магистрали.

Решение партии и советского правительства о ее строительстве было стратегически очень верным. Это не только проект освоения восточных регионов. В наши дни именно роль и значение БАМа становятся ключевыми, когда мы говорим о сотрудничестве нашей страны и Китая, о важности обеспечения промышленного и экономического взаимодействия и партнерства.

В тот знаменательный день 1989 года, когда было объявлено о вводе магистрали в действие и она была передана Министерству путей сообщения, весь наш город, вся молодежь осознали, какой огромный вклад они внесли в развитие нашей Родины, какие перспективы появились у их ровесников, у всех жителей восточных регионов.

И мне, как председателю Ленгорисполкома, выпала большая честь быть рядом с нашими ленинградцами-бамовцами, поддерживать их, обеспечивать их доблестный труд на благо нашей Родины.