Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

На форте Красная Горка продолжается восстановление исторической железной дороги

Работами руководит студент Петербургского государственного университета путей сообщения
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В ближайшее воскресенье будет отмечаться День железнодорожника. «Петербургскому дневнику» стало известно, как проходит восстановление исторической железной дороги на форте Красная Горка. Работами руководит студент Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I Владислав Иванов.

Форт Красная Горка — музей под открытым небом, созданный энтузиастами в месте боевой славы на южном берегу Финского залива. Здесь можно увидеть настоящие артиллерийские орудия, побывать на командном пункте, который соединен с другими объектами подземным ходом.
Форт постоянно прирастает новыми экспонатами. Одним из них станет железнодорожная ветка. Ее восстанавливают молодые железнодорожники, параллельно собирая в гараже самоходную дрезину.

ИСТОРИЯ

Форт Красная Горка в год постройки, то есть еще до Первой мировой войны, назывался Алексеевским. И так же называлась железнодорожная станция на боковой ветке, отходящей от Лебяжьего. Разумеется, ветка имела специфическое военное значение, а сам вокзал больше напоминал караулку. Зала ожидания и билетных касс там не было. Вокзал сохранился и поныне: сейчас здание восстанавливают, чтобы сделать в его стенах часть музея. А еще на территории экопатриотического парка — так теперь называется форт и примыкающие к нему территории — есть водонапорная башня, имеющая самое прямое отношение к железнодорожной ветке.

Изначально на форте были установлены шесть орудий Канэ и восемь орудий Бринка. Рядом находилась батарея с четырьмя гаубицами. Самой же сильной была батарея 12-дюймовых орудий. Сохранилось пехотное убежище, в котором и размещается основная музейная экспозиция
В Великую Отечественную войну использовались уже другие, более мощные артиллерийские орудия: стреляющие поезда (транспортеры) со 180-миллиметровыми и 305-миллиметровыми пушками. Именно им удавалось сдерживать наступление гитлеровцев и обеспечивать работу Малой дороги жизни.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

ШПАЛЫ И РЕЛЬСЫ

Два музейных транспортера — ТМ-3-12 и ТМ-1-180 — стоят на современных рельсах и пользуются огромной популярностью у туристов всех возрастов.

Если пройти от транспортеров чуть дальше, к командному пункту, то там-то и можно увидеть строящуюся железную дорогу: четыре десятка уже уложенных шпал плюс столько же приготовленных.

По подсчетам, первый участок дороги протянется метров на сто пятьдесят. Энтузиастам хотелось бы, конечно, дотянуть его до транспортеров, а то и до музейных корпусов, но это уже утопия.

Владислав Иванов, возглавляющий добровольную бригаду железнодорожников, рассказал «Петербургскому дневнику», что сейчас над восстановлением дороги трудятся порядка 20 человек, в основном это профессиональные железнодорожники. Все работают бесплатно. На Красной Горке вообще много волонтеров. Поэтому музей и расцветает на глазах.
«Каждый пятый житель Петербурга — ребенок или подросток, — заметил Владислав Иванов. — Мы работаем преимущественно для них — это наше будущее».

Сейчас работы на строящейся ветке идут только по воскресеньям, ведь все добровольцы — люди работающие. Уложенные в ряд шпалы подсыпают песком, который берут здесь же, в бункере, и строго следят за уровнем (по натянутым веревочкам). Один шпальный ящик (пространство между шпалами) требует десяти тачек песка. Это сейчас, а через год, когда песок осядет, понадобится еще столько же. Если учесть, что всего шпал не меньше сотни, а, скорее всего, будет больше, возить песок придется еще долго. И только потом придет черед рельсов.

Старинные деревянные шпалы нашли и привезли из промышленной зоны в Белоострове. Их строителям отдали бесплатно, но официально. Мародерства, из-за которого форт растерял половину богатств, здесь не приемлют.

Рельсы наверняка придется покупать, и совсем не задешево. Один метр рельса Р50 весит 50 килограммов, а килограмм черного металла стоит 25 рублей.

«Переговоры с ОАО „РЖД“ мы, конечно, ведем, — отметил Владислав Иванов. — Может, они и смогут нам помочь. Очень уж хочется дотянуть ветку до музея».

ДРЕЗИНА

Параллельно в одном из петербургских гаражей энтузиасты строят дрезину, которая будет курсировать по этим рельсам и возить экскурсантов — по три-четыре человека. Ездить она будет на электротяге. Раму с колесами мастера уже сделали, теперь надо смонтировать корпус, обшить его бронелистами и установить пульт управления.

ВОКЗАЛ И БАШНЯ

Вокзал «Алексеевский форт» сейчас тоже восстанавливают, но, в отличие от железной дороги, за точным сходством не гонятся. Крышу кроют обычной металлочерепицей.

А еще на территории есть уникальный объект — водонапорная башня. Раньше вверху располагался большой бак, куда насосом закачивали воду — и не из залива, а чистую, колодезную. В середине имелась — да имеется и сейчас — выводная труба. А к самой трубе подходили когда-то железнодорожные рельсы, от которых, увы, не осталось и следа.

«Паровозы требовали очень чистой воды, — пояснил архитектор Олег Романов, который вместе с соратниками восстанавливает форт и мечтает, что дело дойдет и до башни. — Для них башню и построили. Поезда подходили вплотную, и из этого краника наполнялись котлы. Как сооружение выглядело изначально, мы не знаем. Но на информационном стенде представлены фотографии похожих башен со всей Российской империи. Скорее всего, у нее была деревянная надстройка, которая сгорела в войну. Сейчас объект ни за кем не числится. Никто башню не охраняет, а жаль: вполне можно было бы сделать еще одну экспозицию на первом эта же».

«Форт – место, интересное для всех. Это уникальный инженерный объект, передовой для своего времени. Поэтому он интересен и будущим железнодорожникам, и строителям – всем». Владислав Иванов, студент, руководитель добровольной бригады железнодорожников