Яндекс.Метрика
  • Анастасия Белогурова

Как в Ленинградском зоопарке отметили День капибары

Гости увидели детеныша, родившегося накануне праздника
Фото: Анастасия Белогурова/«Петербургский дневник»

Международный день капибар отмечается 10 июля.

«И по-хорошему мы должны были проводить его именно тогда, как и было в прошлом году. Но накануне праздника, вечером 9 июля, случился неожиданный сюрприз: у наших капибар родился детеныш. Мы хотели, чтобы мама отдохнула годик после предыдущих родов, но судьба распорядилась иначе», – прокомментировала пресс-секретарь Ленинградского зоопарка Анна Чугунова.

Помимо этого, посетители зоопарка смогли поучаствовать в различных викторинах и мастер-классах, а также посетили познавательные площадки, рассказывающие о быте этого причудливого зверя.

Капибара – это… рыба

В воздухе сельвы (влажные экваториальные леса в Южной Америке) никогда не висит тишина: в округе вечная песнь дикой природы и ее опасностей. Гигантские джунгли, раскинувшиеся на 5,5 миллиона квадратных километров, – колыбель почти 50 процентов всех известных зоологам представителей фауны, в том числе и самых опасных. Чего только стоит одна мощная Амазонка, в водах которой прячутся самые опасные хищники мира! И это не только всем известная гигантская анаконда. Порой для того, чтобы убить, достаточно всего 6 сантиметров собственного роста и 1 миллиграмма ядовитой слизи, способной отправить на тот свет десяток взрослых человек. И лучше вам не спрашивать у золотистого древолаза, как ему это удается!

И вдруг вдали раздается чей-то лай и плеск воды.

«Несмотря на свой достаточно большой размер – взрослая особь набирает вес до 65 килограммов (а самая крупная особь, найденная на воле, весила сотню), – при любой опасности капибары ныряют в воду. Они могут задерживать дыхание до 5 минут. Они настоящие водные свинки – у них нет подшерстка и их кожа очень быстро пересушивается, если нет воды», – объясняет зоолог Михаэль Келлер.

Капибара – это самый крупный грызун на планете, который, вопреки своим немалым габаритам, на рожон не лезет. Поэтому в Интернете у них сложилась определенная репутация добряков.

Хотя, если рядом появляется опасность, что неудивительно для их родины, приходится защищаться: гавкать, рычать и клокотать. Вокабуляр у них богат. А что делать, когда практически каждый в округе желает тобой полакомиться?

«Они, безусловно, защищаются: резцы капибары могут достигать 7 сантиметров, да и когти на перепончатых лапках у них внушительные. Но сами они травоядные – едят побеги прибрежных растений, кору, могут дотянуться до фруктов на небольшой высоте или подобрать их. А вот до самих капибар пытаются дотянуться все кому не лень, в том числе и люди. Когда в Южную Америку приехали поселенцы, они увидели эту торпеду, радостно рассекающую воду, и окрестили ее рыбой. Поэтому в том регионе мясо капибары разрешено и в пост», – рассказывает зоолог.

Очень своеобразные

Несмотря на свою непростую судьбу и милую репутацию, водосвинка все же остается животным, а не милой игрушкой.

«Капибара – это очень своеобразный товарищ: если ей что-то не понравится, она будет как минимум негодовать. А негодующий крупный зверь – это опасность. В случае с капибарой это не смертельно для человека, но с их весом, зубами, которые порой длиннее пальца, и острыми когтями, все это может привести к определенным последствиям», – уверен Михаэль Келлер.

К сожалению, человек – то ли в силу своей гордыни, то ли в силу доброты –  перестал воспринимать животных всерьез.

«Эта свинка весит больше, чем некоторые собаки! Они, вопреки своему природному любопытству, все равно реагируют агрессивно и на животных, и на людей. Капибары могут разобраться с любым непрошеным гостем. В реальности это совсем не тот добряк из Интернета. Но люди не хотят расставаться с этими иллюзиями. Мы имеем тенденцию к очеловечиванию зверей, мы наделяем их нашими эмоциями, нашими паттернами поведения. Зоопарк очень часто критикуют в том числе из-за этого. Один раз я столкнулась с жалобой посетительницы. Она негодовала: а ваши животные не улыбаются! Мне хотелось спросить: как вы себе это представляете? У животного для этого должны быть развиты мимические мышцы. К тому же зачем, к примеру, они манулу? Это мы – социальные животные, а он – одиночка. Да и к тому же у зверей мимика воспринимается по-другому: улыбка – это может быть знак проявляемой агрессии», – солидарна с мнением зоолога Анна Чугунова.

Смотрят по ситуации

Малыша и маму пока не беспокоят, поэтому имя ему еще не выбрано.

«Чтобы дать имя, нужно понять пол малыша. Для этого его нужно ненадолго забрать у мамы. Мы смотрим по ситуации: пока она беспокоится, когда сотрудники подходят к нему. У ленивца мы ждали три месяца, но обычно мы начинаем присматривать момент для взвешивания и прочих манипуляций как раз начиная с месяца», – прокомментировала Чугунова.

Необходимо действовать очень аккуратно и не торопиться. У зоопарка нет задачи быстро дать имя и взвесить: они заботятся о состоянии животных и об их комфорте.

«Часто люди упрекают зоопарки в плохом отношении к животным. Есть предрассудок, что животных хватают и помещают в зоопарки насильно, как это было на заре их становления. На самом деле это не так. Безусловно, к нам попадают животные с воли, но часто это раненые особи или детеныши, которых в силу обстоятельств бросили родители», – добавила пресс-секретарь Ленинградского зоопарка.

В зоопарках по всему миру живут целые династии.

«К примеру, династия жирафов нашего Ленинградского зоопарка. Первая пара ленинградских жирафов – Жульетта и Мальчик – приехали в 1953 году из Южной Родезии. У них родилось 12 малышей. Их правнучка Соня радует посетителей в Ленинградском зоопарке до сих пор. Ее брат Самсон, бывший одним из символов Московского зоопарка, к сожалению, покинул нас. Но остальные потомки первой пары все еще живут на территории России или продолжают династию в других странах – в Казахстане и в Венгрии», – подытожила Анна Чугунова.