Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Илья Архипов: «Наша опера о людях, которые понятны сегодняшним зрителям»

Сегодня в 18.00 на Парадном плацу Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» покажут шедевр Чайковского «Пиковая дама» (6+), который завершит фестиваль «Опера- всем»
Фото: пресс-служба фестиваля «Опера - всем»

О своем видении этого произведения, рассказывает режиссер Илья Архипов.

— Илья, скажите, «Пиковая дама» — это дань юбилею Пушкина?

Это одно из моих любимых произведений, и самое любимое произведение оперного жанра. В нем есть дух времени, есть мистика, которую я обожаю, этакая гоголевщина в Пушкине. К тому же это по-настоящему петербургская история.

— Но у Пушкина и Чайковского немножко разное видение героев и сюжета. Что выбираете?

Да, у Чайковского – совсем другое произведение. Оно, я считаю, с лихвой перекрыло пушкинский мистический анекдот, превратив его в настоящую любовную драму.
Но я фанат пушкинской «Пиковой дамы», поэтому стараюсь сделать максимально честное соотношение литературы и музыки. И, как автор постановки, который обращается к двум великим творцам, делаю третье произведение.

 — Я правильно понимаю, что вы посмотрели на него с позиций современного человека?

Конечно. Когда ты приступаешь к постановке такого произведения как «Пиковая дама», которое неоднократно ставилось разными режиссерами, ты должен для себя решить: делаешь ли ты классическую постановку, либо пытаешься копнуть поглубже, выкорчевать своего Пушкина и своего Чайковского. То есть, создать что-то новое на основе известного. Мы пошли вторым путем. И, сохраняя форму, рассказываем историю о людях, которые понятны сегодняшним зрителям.

 — И к чему готовиться публике?

На мой взгляд, в этой опере никто никого не любит. Я бы даже сказал, что это сочинение - одно из самых циничных в русском оперном искусстве. Потому что такой сгусток тщеславных, азартных, агрессивных и потребительски относящихся друг к другу людей, как здесь, не встречается, пожалуй, нигде.
Каждому герою этой оперы нужно что-то свое. Герману, в первую очередь, хочется разбогатеть. Лиза, живя в обществе хищников, ловко крутит Елецким. Графиня – абсолютный сборник всех пороков. Выведав у графа Сен Жермена тайну трех карт, она как будто застывает в своем облике. Заключив с ним магический договор, она сохранила молодость, но понимает — это ведьминский случай. Вот такой побочный эффект от этих трех карт.

 — В этой постановке вы выступаете еще и как художник-постановщик. Чем будете удивлять?

Пространство для спектаклей я вместе со своей командой всегда создаю сам. Декорации не должны существовать отдельно от действа. Мне важно видеть, как с ними взаимодействуют все те, кто выходит на сцену.
Костюмы и сценография у нас очень минималистичные и современные. Преобладающий цвет декораций – красный. Он хорошо сочетается с колористикой дворца и не спорит с общей атмосферой. Кроме того, это еще и некий отсыл к красной ковровой дорожке, куда люди красиво наряжаются и показывают себя. Там нет правды, есть только эффектный наряд, а что за ним скрывается, мы не знаем.
У нас очень колористически выверенный спектакль. Вся сценография красная, а коллектив - солисты, хор, балет, миманс работают в черном. Только один персонаж – Герман будет в белом. Он как белая ворона, и в этом черном обществе он лишний.
Художник по костюмам, мой бессменный соратник Алена Пескова собрала целую коллекцию этого «высокого» общества. Лиза у нас сменит наряды три раза, а графиня переоденется четырежды.
Еще хотел бы отметить, что у нас будет первая опера с занавесом. Такого на фестивале еще не было.

 — А как сложились ваши отношения с артистами? Как выбирали главных исполнителей?

У фестиваля есть музыкальный руководитель Фабио Мастранджело и арт-директор Виктор Высоцкий, на их плечи и пал выбор солистов. И огромное им спасибо, что они спросили у меня, как я это вижу с точки зрения режиссера.

В спектакле заняты прекрасные артисты. В основном это солисты Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина, а также приглашённые артисты из других театров. В заглавных партиях выступят солистка Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина Елизавета Михайлова (Лиза), солистка Мариинского театра Екатерина Крапивина (Графиня). Приглашённый солист Мариинского театра, солист Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Нажмиддин Мавлянов (Герман).


— «Пиковая дама» завершает фестиваль «Опера-всем». Теперь сможете отдохнуть?

Весь новый сезон у нас уже расписан. Будет недельный отпуск, когда я не стану никому звонить и писать по работе. А потом мы приступим к разработке новых, в том числе музыкальных, спектаклей. И что особенно приятно - для наших театров. Санкт-Петербург – мой любимый город.

Справочно
27 июля в 18.00 на Парадном плацу Екатерининского дворца в Царском селе состоится показ оперы Чайковского «Пиковая дама». Прямая трансляция с места событий будет доступна ВКонтакте и на сайте театра. Также в режиме реального времени спектакль можно будет увидеть на ресурсах издания «Петербургский Дневник».