Вид с высоты – будто карту расстелили: сегодня в России отмечают День парашютиста
При поддержке ДОСААФ России Санкт-Петербурга и Ленинградской области нам удалось организовать прыжок на крупнейшем аэродроме в Европе – Сиворицы под Петербургом. Первый свой прыжок я решил сделать с тандем-инструктором. Мне повезло: помочь согласился мастер парашютного спорта, двукратный рекордсмен мира по точности приземления, неоднократный призер чемпионатов СССР и России Алексей Герасимов.
ГУЛ И ВЕТЕР
Высоты я никогда не боялся, поэтому мандража на земле не было, скорее волнующее предвкушение нового. Взвешивание, подписание документов, переодевание, инструктаж, построение... Оказалось, что парашютисты перед посадкой в самолет строятся на поле в шеренгу, как солдаты.
«Хорошо помню первый прыжок в 1982 году. Был уже немаленький, поэтому прыгал первым. Вид из самолета – будто карту перед тобой расстелили. Потом временно непонятно, где верх и низ, затем приземление. Не сказал бы, что было страшно, так как молодой совсем был, еще до армии», – рассказал о первом опыте Алексей Герасимов.
Во время взлета и набора высоты стало, конечно, немного тревожно. Возможно, из-за открытой двери в «салоне» – гул, ветер, отсутствие преграды между тобой и очень далекой землей. Начинаешь невольно думать, насколько опасен может быть любой спуск с такой высоты.
«Бывали, конечно, опасные случаи, – признался уже после прыжка Алексей. – Весной 1984-го, в армии, в прыжке произошел отказ основного парашюта, и запасной открылся очень низко – получилось практически впечататься в землю. Но обошлось без травм, я встал –адреналин высокий, страха тоже нет, подошел к ребятам, а все в ужасе, девушки плачут. Оказалось, что со стороны это выглядело гораздо страшнее, чем виделось мне. Травму во время приземления тоже получал: нормально все было до самого конца, но, когда уже катился по траве, нога зацепилась за кочку, в итоге перелом лодыжки, месяц в гипсе».
СТОИЛО ЗАКРЫТЬ РОТ
Резкий гудок – сигнал «приготовиться». После второго такого из самолета выпрыгивают все. По пути к выходу – а это всего несколько шагов – страх вообще исчез, сознание будто опустело.
Отделение от самолета, кувырок в воздухе, да, потеря понимания, где верх и низ, затем падение. Об одном оказался не предупрежден: стоит стараться держать рот закрытым. Очень мощный встречный поток воздуха сильно раздувает щеки. Вечером было на самом деле достаточно больно жевать.
Свободное падение с такой высоты длится около 30 секунд, но мне показалось, что гораздо меньше. Когда парашют раскрывается – немного приходишь в себя и, конечно, любуешься. Алексей дал порулить – очень приятное чувство. На низкой скорости спуска кажется, что буквально висишь в воздухе, на высокой – что падаешь.
Ближе к земле Алексей спросил, не укачивает ли меня. После отрицательного ответа потянул «руль» влево – очень быстро закружились. Теперь потерялось ощущение право-лево.
Немного страшно опять стало при приземлении: казалось, что очень быстро снижаемся. Но, конечно, боялся зря – посадка оказалась мягчайшей.
ИНСТРУКТОР – ЭТО ПСИХОЛОГ
«Сегодня в Петербурге четыре активные парашютные площадки. В желающих прыгнуть недостатка нет, но интерес волнообразный – наплывы и спады, но полной остановки ни разу не происходило. Прыгаем на уровне страны. У нас нет как таковых парашютных сезонов. Зимой прыгают реже, потому что день короткий – мало времени на то, чтобы подготовить самолет и оборудование. Но иногда прыжки продолжаются и в ноябре», – рассказал Алексей.
С 1982 года он совершил почти 13 тысяч прыжков, около половины из них в тандеме. По его словам, отличие между одиночным прыжком и парным такое же, как между пилотированием самолета в одиночку и с пассажирами на борту. При этом нет разницы, нести ответственность за одного человека или за двести.
«Особо проблемных, истеричных пассажиров мне в прыжке не попадалось – бог миловал. Хотя в основном такие отсекаются еще на земле. В обязанности инструктора, помимо всего прочего, входит психологический и физический контроль пассажира. Если видишь, что человеку плохо, у него сильная паника и так далее, тогда не просто можешь, а обязан отменить прыжок», – подчеркнул Алексей.
Инструктор должен постараться психологически подготовить пассажира еще на земле – внимательно присмотреться к нему, пообщаться, успокоить, если это нужно и возможно.
По опыту Алексея, есть, например, категория людей, которые прыгают, чтобы что-то переосмыслить, поменять внутри себя, в жизни. По таким тоже иногда видно, что им очень страшно, но они, хоть и с трудом, перебарывают себя и прыгают. В итоге – улыбка до ушей, куча положительных эмоций, желание повторять.
«Еще интересно различие в испуге у мужчин и женщин. Девчонки никогда не отключаются, только мужчины. Женщинам, конечно, тоже страшно – они кричат, визжат, царапаются. А мужчины же якобы крутые, страха не показывают, держат все в себе, улыбаются через силу, но когда парашют открылся – он выдохнул и вырубился. В таких случаях – другая техника приземления», – поделился тонкостями Алексей.
СПОРТИВНЫЙ КЛУБ
Грунтовый аэродром вблизи поселка Никольское был построен в 1940 году военно-строительным управлением Ленинградского военного округа для истребительной авиации военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии. В период фашистской оккупации здесь базировались самолеты люфтваффе – истребители, которые сопровождали бомбардировщики при налетах на Ленинградский фронт и вылетали на свободную охоту. Когда немцы уходили, летное поле получило повреждения и было восстановлено весной 1944 года.
Гатчинский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ парашютно-планерного профиля был создан 15 мая 1987 года и открыт в Гатчине 1 июля того же года. В 1988-м клуб начал базирование и авиационную деятельность на аэродроме Сиворицы. В 2004 году на аэродроме проводились открытый чемпионат России по парашютно-атлетическому многоборью и открытый кубок России среди юниоров по классическому парашютному спорту.
В клубе за 25 лет его существования подготовлены более 250 спортсменов-планеристов, около 130 спортсменов-летчиков, выполнено более 50 тысяч прыжков с парашютом. Подготовлены 430 спортсменов 1-го разряда, 43 кандидата в мастера спорта, 18 мастеров спорта, а член клуба десятикратный чемпион мира Алексей Рогозин получил звание заслуженного мастера спорта России.
День парашютиста отмечают в нашей стране с 1930 года – тогда пять советских летчиков и механиков впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолета. Это стало толчком для развития парашютизма в стране.