Светлана Лаврецова: «У зрителя должна быть вера в то, что происходит на сцене»
Исполнилось 30 лет, как Светлана Лаврецова руководит театром. Впереди – личный юбилей. О жизни театра и его миссии Светлана Васильевна, которая с 2021 года возглавляет редакционный совет «Петербургского дневника», рассказала нашему изданию.
– В июле ТЮЗ закрыл свой 102-й сезон. Каким он был для театра?
– Невероятно насыщенным! Мы выпустили 11 премьер. Конечно, это большой труд и интенсивная работа всего коллектива, но каждый раз на премьерных поклонах мы испытывали настоящее счастье.
Мы провели наши традиционные фестивали – «Б’АРТ’О» и юбилейный «Молодежь. Театр. Фест». В совершенно новом формате прошел 25-й Брянцевский фестиваль детских театральных коллективов с профессиональным международным жюри и мастер-классом, который провел наш бывший актер Егор Дружинин. Юбилей отметил и проект «Герои нашего времени». Театр много ездил по России и в зарубежные страны.
Новый 103-й театральный сезон мы откроем в начале августа гастролями в Москве. А первый спектакль на родной большой сцене сыграем 6 сентября. Это будет премьера пьесы Михаила Лермонтова «Маскарад» в постановке главного режиссера театра Сусанны Цирюк.
– Чуть более года назад вы пригласили Сусанну на должность главного режиссера. Приходите к общему знаменателю?
– Всегда. Когда к нам в театр пришел Адольф Яковлевич Шапиро (художественный руководитель ТЮЗа с 2007 по 2021 год. – Ред.), он собрал коллектив и заявил: «У меня будет диктатура. Я буду принимать решения сам». Однако мы все решали сообща. Мы могли поспорить при закрытых дверях, но к коллективу всегда выходили с единым мнением. Вместе с Адольфом Яковлевичем мы дали театру новый вектор развития.
С Сусанной мы стараемся поступать так же. Ей, конечно, пришлось пожертвовать многим, ведь она работала как режиссер-фрилансер и была очень востребована. Придя к нам, она изучила внутреннее состояние театра, пригласила других режиссеров, во всем им помогала.
«Маскарад» – это музыкальная постановка. Она стала возможной благодаря уникальной синтетической труппе ТЮЗа. Наши артисты владеют не только драматическим мастерством, они прекрасно поют и танцуют.
Сейчас наша задача – «загрузить» спектаклями Новую сцену, она недавно была модернизирована. Это бело-черное пространство с уникальным зеленым полом, который поглощает и грамотно отражает театральный свет, буквально до мелочей продумано известным театральным художником Александром Боровским. И мы с Сусанной работаем над обновлением репертуара, который получит свое воплощение на этой сцене.
– Известна крылатая фраза о том, что для детей надо писать как для взрослых, только лучше. Между тем часто сетуют, что очень мало хороших пьес, особенно для молодежи и подростков.
– Ребенок всегда чувствует фальшь. Надо воспитывать его собственным примером, говорить правду, чтобы не было разницы между тем, что ты говоришь и что делаешь. И это должно находить отражение и в драматургии, и в режиссуре.
Мы одними из первых в России создали драматургические лаборатории. А не так давно у нас появилась «Пьесочница» – творческая лаборатория, где мы обсуждаем пьесы для самых маленьких и продолжаем искать новые театральные формы.
Очень важно, чтобы у зрителя была вера в то, что происходит на сцене. Наша самая главная и требовательная аудитория – подростки и молодежь, которым еще предстоит выбирать свой дальнейший путь. Они должны слышать правду о себе, рассказанную на их языке. В молодых актерах зритель должен видеть сверстника, у которого такие же, как у него самого, проблемы, мысли и мечты. Только в этом случае зритель доверится театру. И наша задача состоит в том, чтобы в репертуаре было все лучшее, что есть в мировой классике, рассказанное ярким и доступным для молодежи театральным языком.
– ТЮЗ всегда ориентировался на зрителей трех поколений.
– Да, наши основоположники справедливо считали, что тюзовские зрители – это аудитория от 7 до 70. И это тоже правильно. Поэтому у нас в театре три сцены, мы работаем в том числе для взрослых людей. И всегда призываем наших зрителей ходить на спектакли всей семьей, а потом дома обсуждать увиденное. Этот аспект педагогической политики ТЮЗа еще в шестидесятые годы исповедовал Зиновий Яковлевич Корогодский, который руководил театром четверть века.
Но я категорический противник нового движения 0+ в театре. Выдающиеся режиссеры и педагоги, создававшие наш театр, неспроста отправляли всех дошкольников в кукольный театр. Моя позиция и позиция тех людей, которые создавали тюзовское движение, состоит в том, что такое ноу-хау не должно распространяться по тюзам. Об этом мы будем говорить на Санкт-Петербургом международном культурном форуме, где мне доверили провести панельную дискуссию.
– ТЮЗ называют театром особого назначения. В чем это выражается?
– Конечно, наш театр связан с воспитанием подрастающего поколения, с формированием мировоззрения молодежи. В свое время ТЮЗы были в авангарде патриотического воспитания. Потом об этом постепенно забыли, а зря. Пора уже перестать стесняться слова «патриотизм», вот только кричать о нем не надо. Да, мы поддерживаем молодых режиссеров и их смелые опыты в поисках нового художественного языка. Но при этом наша главная задача – сделать так, чтобы дети выросли в понимании величия своей страны. Нужно воспитывать порядочных людей, прививать любовь к родине средствами в том числе и театрального искусства. Главное – делать это аккуратно, без излишнего назидания.
Мы в нашем ТЮЗе придумали проект «Герои нашего времени», где встречаются герои настоящие и артисты, которые воплотили их образы в кино и на сцене. В числе наших героев, например, был летчик-космонавт СССР Сергей Крикалев, который рассказывал о своих полетах. Артист Евгений Миронов, сыгравший космонавта Алексея Леонова в фильме «Время первых». А Сергей Пускепалис, исполнивший роль врача, работавшего в Сирии, познакомился на нашем проекте с настоящим доктором, ставшим прототипом его персонажа. Представьте себе, настоящие герои и кинозвезды в живой беседе с залом! Ребята слушали их, затаив дыхание. Герои могут быть в любой профессии. И, когда мы видим, что они живут совсем рядом, понимаем, что есть у кого учиться.
Сегодня наш проект взяли на вооружение многие другие театры страны. Но мы были его основоположниками.
– Несмотря на запрет российской культуры на Западе, ТЮЗ много гастролирует. Как вам это удается?
– Мне кажется, все зависит от того, как ты притягиваешь людей. Иногда я звоню, представляюсь, а мне говорят: «Ну кто не знает вас, Светлана Васильевна?!» Конечно, это приятно. Кто-то даже назвал меня константой, потому что сегодня так надолго не задерживаются в театре. А это очень важно, чтобы мы знали, общались и поддерживали друг друга.
Мне кажется, что в первую очередь нам помогает дружба. У нас сложились очень теплые отношения с Китаем, где я даже преподавала, с Тунисом, Алжиром, Сербией.
Для меня главным событием этого года стало участие в фестивале Эмира Кустурицы «Кустендорф». Мы видели, как там уважают и любят этого человека. У нас везде была зеленая улица, потому что мы гости профессора – так зовут Кустурицу в его этнодеревне Дрвенград.
Гастроли позволяют нам познавать культуру других стран, знакомить их с нашим культурным наследием. И мы не собираемся на этом останавливаться – впереди Москва, Астрахань, Ярославль и Ростов-на Дону, новые знакомства и проекты.
Мы очень много гастролируем по России. Благодаря программе Министерства культуры «Большие гастроли» мы побывали во многих городах нашей страны. Актеры уже смеются, что могут не разбирать свои чемоданы! Гастроли всегда обогащают.
– Как при таком насыщенном графике, да еще имея массу общественных обязанностей, вы все успеваете?
– Я ложусь спать после двух, встаю в 7.40. Мне хватает этого времени, чтобы восстановиться. Может быть, если сбросить темп, полежать на пляже, то потом будет тяжело включаться в работу. Но я привыкла жить в таком драйве. И это не потому, что я с 24 лет директор ТЮЗа. Уже будучи на этой должности, я 8 августа родила дочку, а 8 сентября была на работе. И вся моя жизнь проходит в таком плотном, насыщенном и безумном темпе. Пока энергии хватает, за мной даже молодежь порой не успевает.
Сейчас мы возили в Казань спектакль. В последний момент продюсер не смогла с нами работать, а остановить процесс было уже невозможно. И я сама стала продюсером – выстраивала логистику, обклеивала город плакатами, подключила всех, кого только можно. Мы блистательно отыграли и провели все на высочайшем уровне. Трудности появляются каждый день. Их надо преодолевать, идти к победе. Этому я и учу молодежь.
– О чем вы мечтаете? Какой подарок хотели бы получить?
– Я мечтаю о внуках, но две мои дочери больше заняты карьерой. Они говорят: «Мы тебя бабушкой не представляем, поэтому и не пытаемся сделать».
А еще я давно мечтаю о фонтане. Чтобы днем вокруг него прогуливались мамы с колясками, а по вечерам собиралась молодежь. Я уже выходила с этим предложением, но пока все идет очень медленно. Так что иду по тернистому пути к созданию фонтана у театра.