«Следователь должен иметь гибкий ум и широкую эрудицию»: полковник юстиции Артем Черненко рассказал о результатах за год и текущих задачах
– Артем Николаевич, какие технические новинки используют в работе сотрудники ведомства?
– В целом в 2024 году в результате применения криминалистической техники по 124 расследованиям получены доказательства. При этом показатель эффективности применения этих средств в последние годы остается на неизменно высоком уровне. Сотрудники постоянно применяют новейшие виды криминалистической техники. В отдельных случаях это позволяло обнаружить различные следы преступления, оперативно установить обстоятельства происшествий.
К примеру, по факту крушения вертолета Ми-8 над Онежским озером сотрудники следственного управления совместно с сотрудниками управления авиации и авиационно-спасательных технологий и МЧС России по Республике Карелия использовали при поиске подводные дроны для съемки на большой глубине. Благодаря этому удалось оперативно обнаружить вертолет и тела погибших членов экипажа, а также организовать осмотр места происшествия и фиксацию следов.
– Какое уголовное дело было самым сложным за последний год?
– Пожалуй, сход вагонов пассажирского поезда в Республике Коми в июне этого года. Сложность расследования и доказывания состояла в установлении причин подмыва путей и виновных.
Также возникают сложности при расследовании уголовных дел, связанных с подводным погружением, парапланеризмом. В таких случаях необходимо устанавливать преступников при отсутствии соответствующей нормативной базы, регулирующей оказание услуг в этих сферах.
– Какая работа ведется в связи с повышенной террористической опасностью?
– Это приоритетное направление деятельности Следственного комитета РФ. С участием руководства РЖД, аэропортов регулярно проводятся совещания для выработки и принятия дополнительных мер, направленных на предотвращение террористических угроз, повышение бдительности работников транспорта и граждан. На предприятиях проводятся систематические учения с отработкой сценариев чрезвычайных ситуаций и террористических атак. Разработаны памятки, в местах массового пребывания размещены информационные стенды, необходимая информация доводится с использованием систем оповещения и СМИ.
В последние годы участились случаи повреждений объектов транспортной инфраструктуры – поджога релейных шкафов, это классифицируется как террористический акт, диверсия. Задержанные за это часто несовершеннолетние, их обычно привлекают к противоправной деятельности за деньги. Но такие преступления мы раскрываем, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
– Есть ли новшества в работе по профилактике смертельного травмирования на транспорте?
– Все новое – это хорошо забытое старое. Постоянно проводится анализ эффективности мер в сфере профилактики, меры постоянно совершенствуются, применяются новые подходы, направленные на снижение железнодорожного травматизма.
В учебных учреждениях проводятся занятия по правилам поведения на железнодорожном транспорте. Учащимся рассказывают о действиях в случае опасности для жизни и здоровья, в том числе при террористических угрозах.
Регулярно проводятся совещания с подразделениями РЖД, с организациями, ответственными за безопасность на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Организуются совместные мероприятия с учетом анализа обстановки.
– Как попадают на службу в следственные органы?
– Существуют подведомственные учебные заведения, кадетские корпуса, учащиеся которых поступают в дальнейшем в академии Следственного комитета России. Это главная кузница кадров следственных органов, оттуда ребята выходят уже подготовленными к дальнейшей службе.
С каждым годом все больше молодых ребят проявляют интерес к следственной работе. Конечно, еще до поступления на службу следует иметь хорошую подготовку, базу знаний, а также сформированные качества, которые будут необходимы с первого дня службы. Чтобы стать успешным следователем, необходимо иметь аналитический склад ума, гибкость мышления и быть эрудированным.