Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

Искусствовед Андрей Ларионов рассказал, как меняется и от чего зависит интерес к архитектуре

В это воскресенье он проведет экскурсию, посвященную ленинградскому архитектору Наталье Захарьиной
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

Какую работу по сохранению советского наследия ведут власти города? Об этом рассказал искусствовед и историк архитектуры Андрей Ларионов. В это воскресенье он проведет экскурсию, посвященную ленинградскому архитектору Наталье Захарьиной.

 Андрей, в Петербурге часто говорят о домах-памятниках дореволюционного периода. При этом последние пару лет в городе активно обсуждают судьбу советского наследия. Как вы считаете, с чем связана такая смена фокуса?

– Это не смена фокуса. Интерес к дореволюционной архитектуре в Петербурге не угас, и он куда более выраженный, чем интерес к тому же советскому наследию. Тем не менее эти изменения естественны. Когда культурно-исторический пласт уходит от нас на определенную дистанцию, то к нему возникает интерес, определенная мода на его изучение.

Например, в конце 1990-х и начале 2000-х в тренде был конструктивизм. Сегодня мы его воспринимаем как неотъемлемую часть культурного наследия, а тогда к этой архитектуре только проявился интерес. Все начинается с увлечения, затем постепенно отношение к теме меняется, спустя еще некоторое время мы говорим о формировании нового пласта культурного наследия.

 Сразу напрашивается вопрос: о каком направлении в архитектуре мы будем говорить через 10 лет?

– Сейчас набирает популярность термин «капром» (капиталистический романтизм) – так называют архитектурное многообразие, появившееся в странах бывшего СССР в начале 1990-х и процветавшее до конца 2000-х. Конечно, это просто постсоветский постмодернизм в капиталистических реалиях.

Нужно понимать, что объекты, построенные в 1990-е и начале 2000-х, – это тоже определенный пласт строительной культуры, который сегодня может вызывать у нас раздражение и даже отторжение. Тем не менее через какое-то время мы увидим интерес к нему, а затем и перечень ценных исторических объектов того времени.

 Вернемся к советскому наследию. В основном это жилые дома и промышленные объекты?

– Понятие «советское наследие» широкое, к нему мы относим разные направления в архитектуре, в том числе авангард, советскую неоклассику, позднесоветский модернизм.

Если говорить об эпохе модернизма, о том, что строилось после 1955 года, то в первую очередь речь идет о жилье. В то время остро стоял вопрос расселения большого количества людей, появилось индустриальное домостроение, кратно выросли площади городов. Это касалось не только Советского Союза, это были процессы общемировые.

В те годы реализовывалось множество типовых проектов – различные номерные серии жилых домов (начиная со всем известных хрущевок), а также типовые школы, детские сады.

 В чем ценность зданий, построенных в период 1950-1980-х годов?

– Временные рамки периода очень точные – с издания постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1955 году до распада СССР в 1991-м и появления частного заказа.

Проблема заключается в том, что кампания по борьбе с излишествами была направлена на максимальную экономию, а следовательно, результатом стало низкое качество строительства. Это привело к тому, что в конце 1960-х была выпущена новая директива партии: «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства». В ней были отражены проблемы, назревшие на протяжении 1960-х годов. Так, например, было принято решение выделять для реализации индивидуальных крупных проектов больший бюджет, чтобы воплощать их в жизнь с использованием качественных материалов.

Также, когда мы говорим о ценности этой архитектуры, мы должны понимать, что она глубоко вторична. Советский Союз воспринял все мировые тренды – интернациональный стиль, брутализм, хай-тек – с сильным отставанием. В эти годы активно использовались идеи из международной архитектурной практики. Например, в 1970-е появилось увлечение творчеством американского архитектора Луиса Кана, который в конце 1960-х приезжал в Ленинград.

Эти проблемы и особенности не снижают ценности большого числа зданий тех лет. Они строились по проектам выдающихся архитекторов Ленинграда с применением оригинальных архитектурных и инженерных решений.

 Расскажите о совместной работе Санкт-Петербургского союза архитекторов и властей города по выявлению зданий советского
периода.

– Я не знаю, где еще в России есть практика подобной работы с позднесоветским наследием. В профессиональной среде к этой архитектуре долгое время относились без должного внимания. Но теперь мы видим, что достаточная историческая дистанция достигнута. С 2022 года у нас действует совместная рабочая группа Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Союза архитекторов, цель которой – подготовка предложений к постановке под государственную охрану наследия 1950–1980-х годов.

Среди объектов того времени, которые уже взяты под охрану, – здание Яхтклуба на Петровской косе, пятый корпус Университета ЛЭТИ на улице Профессора Попова, здание Театра юных зрителей на Пионерской площади, монумент Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, мастерская скульптора Аникушина в Вяземском переулке. Совсем недавно был признан выявленным объектом культурного наследия дворец спортивных игр «Зенит» на улице Бутлерова. Все эти здания построены по индивидуальным проектам. Это выдающиеся произведения известных ленинградских архитекторов.

 По каким критериям отбираются объекты?

– Здесь нет ничего особенного. Набор критериев такой же, как и для зданий других эпох: подлинность здания, его уникальность, оригинальность конструкций, архитектурно-художественных и объемно-пространственных решений.

 Что, на ваш взгляд, можно разместить в объектах советского наследия после их реставрации?

– Лучше всего для любого здания, когда его используют по прямому назначению. Например, пятый корпус ЛЭТИ на улице Профессора Попова – там продолжает работать университет. Или Театр юных зрителей на Пионерской площади. В иных случаях важно, чтобы функция была как минимум близка к первоначальной.

Сложнее обстоит дело с промышленными объектами. В то же время мы видим, что можно делать хорошие общественные пространства на таких территориях. Яркий пример – «Севкабель Порт» на Васильевском острове.

 В чем суть вашего кураторского проекта «Ленинградская школа на пороге перемен»? 

– Я очень рад, что мне удалось реализовать этот проект на фестивале «Архитектон», который прошел в «Манеже» в прошлом году.

На втором этаже Центрального выставочного зала была представлена экспозиция, которая состояла из отдельных проектов, повествующих о прошлом, настоящем и будущем архитектуры нашего города. Мой проект представлял собой ретроспективу архитектурной графики 1970–1980-х годов (что важно, ранее не экспонировавшейся по большей части). Основная идея заключалась в том, чтобы показать многообразие и эволюцию позднесоветской архитектуры и при этом развенчать миф о радикальной перемене, произошедшей в новых политических и экономических обстоятельствах 1990-х. Выставка включала четыре раздела, посвященных разным направлениям в архитектуре 1970–1980-х, среди которых были хай-тек, брутализм, постмодернизм. Еще одна группа работ иллюстрировала любопытную тенденцию в позднесоветской архитектуре – процесс гуманизации модернизма.

 В ближайшее воскресенье вы проведете экскурсию «Город-сад Натальи Захарьиной». Чем интересен этот
архитектор?

– Наталья Захарьина – один из значимых архитекторов 1970–1980-х годов в нашем городе. Она руководила индивидуальной мастерской в Ленпроекте. Она ученица архитектора Евгения Левинсона, а еще она жительница города Пушкина. Эти два фактора в ее биографии сильно повлияли на ее будущую работу.

Основное место, где и сегодня можно увидеть постройки, выполненные по проектам Натальи Захарьиной, – это город Пушкин.

Второе место концентрации архитектуры ее авторства – это Курортный район, города Зеленогорск и Сестрорецк.

Концепция, к которой отсылают ее работы, – утопическая гуманистическая идея города-сада, возникшая в Англии в конце XIX века. Предполагалось, что люди должны жить в небольших малонаселенных городах, среди зелени, но при этом иметь вокруг всю необходимую городскую инфраструктуру. Само собой, такая среда предполагала малоэтажную застройку и свободную постановку зданий.

Общемировой тренд на развитие пригородного образа жизни появился уже в послевоенное время в связи с распространением автомобильного транспорта. В Советском Союзе человек не был столь свободен в своих передвижениях, поэтому эти тенденции были не так выражены. Однако исторические пригороды Петербурга вполне соответствовали концепции города-сада. Взять, например, те же Пушкин или Павловск. Малые города-спутники с налаженной городской инфраструктурой и при этом места с обширными зелеными пространствами.

Наталья Захарьина, конечно, работала в рамках довольно жесткой градостроительной политики 1970-1980-х годов, но при этом создавала сложные и небанальные планировочные композиции с использованием перепадов рельефа. В части архитектуры зданий она применяла объемно-пространственные решения, построенные на сочетании разновысотных объемов, уделяла внимание пластике фасадов.

Один из ярких примеров ее работы – комплекс жилых домов на Детскосельском бульваре в Пушкине, который был удостоен Государственной премии РСФСР. В своих проектах для Сестрорецка и Зеленогорска она пошла еще дальше по пути гуманизации архитектуры и вернула жилым домам то, что модернисты истребили на корню еще со времен архитектора Ле Корбюзье,
а именно – внутренний двор. Он не походит на петербургские дворы-колодцы, далекие от гуманизма. Это собирательный образ южного, залитого солнцем, сугубо пешеходного дворика-патио.

Наталья Захарьина строила санатории, дома ветеранов науки и архитектуры и многие другие объекты. Немного выпадающий из ряда ее творчества, но при этом яркий пример ориентации на человека в архитектуре, – комплекс построек Санкт-Петербургского крематория на Шафировском проспекте. Легкий и светлый, но строгий.

Экскурсия «Город-сад Натальи Захарьиной» – часть проекта «Город проектировщиков», который изучает наследие проектных институтов Ленинграда второй половины XX века, рассказали организаторы. Одна из важных задач проекта – рассказ об архитекторах и градостроителях нашего города, например из института «ЛенНИИпроект».