Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как Софья Некрасова прошла путь от школьного хора до большой сцены

В театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера новой редакции оперы-буфф Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Что думает о своей героине одна из исполнительниц главной роли?
Фото: Предоставлено театром «Санкт-Петербургъ Опера»

Петь Софья Некрасова начала еще в детстве. В школе, учась в экспериментальном классе с музыкальным уклоном, поступила в хор «Надежда». А когда у нее «прорезался голос», то его руководитель заслуженный работник культуры РФ Нина Константиновна Курихина стала заниматься с ней индивидуально.

Сначала – филфак

«В 13 лет я уже пела арию Мими из оперы Джакомо Пуччини «Богема». Костюм переделали из платья руководительницы. Я взяла в руку розочку, так и вышла на сцену», – вспоминает Софья.

Ежедневные уроки, выступления на концертах, участие в конкурсах целиком заполнили жизнь. А когда девочка впервые увидела в местном театре мюзикл «Эликсир Крейтервейс» (по мотивам сказки Гофмана «Карлик Нос»), поняла: сцена – ее призвание. И решила поступать в новосибирский колледж культуры.

Вмешалась мама – педагог русского и литературы, которая сказала: «Сначала получи нормальное высшее образование, потом становись кем хочешь». Софья окончила филологический факультет и до сих пор считает, что именно литература и русский язык дали ей как артистке очень многое.

Важная встреча

Однако мечта стать певицей не оставляла ее. И однажды за компанию с подругой она поехала в Москву, поступать в Гнесинку. Конкурс был 95 человек на место, на второй тур прошло 15. Казалось, победа была близка, но ей очень хотелось учиться в петербургской Консерватории, и она решила рискнуть.

«Месяц я ездила плацкартом между Москвой и Петербургом. Сдавала экзамены. Когда в Гнесинке оставалось только сольфеджио, а в Консерватории – сочинение, я не поехала в Москву. Спела на экзамене в Петербурге – и поступила на вокальный факультет Консерватории», – вспоминает Софья.

На втором курсе, участвуя в конкурсе, проходившем в Болгарии, она познакомилась с великой оперной певицей Александриной Милчевой, которая выступала с самим Пласидо Доминго.

«Я сразу поняла, что это мой педагог, настолько чистый и красивый у нее голос. Несмотря на свои 70 с лишним лет, пела она безупречно. Это единственный человек, слушая которого, я плачу», – поделилась она.

Потом певица много лет ездила в Болгарию, чтобы брать мастер-классы и совершенствовать вокальное мастерство. Она и сейчас продолжает общаться со своим педагогом и кумиром. «Александрина – мой пример. Единственный педагог, к которому я возвращаюсь», – говорит ведущая солистка «Санктъ-Петербургъ опера».

Высота и полетность

Так же, на первый взгляд, легко, как в Консерваторию, она попала и в театр. В 2013 году пришла на прослушивание, спела – и сразу была принята в труппу.

«Когда впервые я вышла на эту сцену, то очень волновалась. Помог опыт пения в Оперной студии Консерватории, где за время учебы я исполнила много ведущих партий», – говорит певица.

По словам Софьи Некрасовой, поначалу было непросто. «У Юрия Исааковича (Александров – худрук театра «Санктъ-Петербургъ Опера». – Ред.) очень наполненная, великая режиссура. Все идет от музыки, мы должны ее хорошо слышать и отыгрывать внешними приемами, жестами и, конечно, внутренним состоянием», – объясняет артистка.

Ее любимая роль – Мадам Баттерфляй в одноименной опере Джакомо Пуччини.

«Она многогранна и артистична. Здесь происходит становление невинной девочки во взрослую женщину. И голос на протяжении роли развивается. Он то нежный и прозрачный, то очень плотный, даже с надрывом», – такой видит она свою героиню.

За 11 лет службы в театре Софья Некрасова спела практически весь репертуар, созданный для сопрано. «Сейчас стараюсь расширить свой диапазон – от ре малой октавы до ми бемоль третьей», – говорит она. Именно такого диапазона требует и роль Елены Прекрасной. «Это достаточно сложная партия. Нужно обладать высотой и очень звучной полетностью», – говорит она.

Актриса признается: «Мне нравится «Санктъ-Петербургъ Опера» тем, что здесь, как в драматическом театре, ты должен проживать каждый момент. Это отличает наш театр от других».

На заметку

Софья Некрасова – лауреат премии правительства Санкт-Петербурга (за исполнение роли Маргариты в опере Шарля Гуно «Фауст») и ряда других международных и российских конкурсов.

По мнению артистки, отдых – это просто смена деятельности. Она занимается танцами (даже участвовала в турнирах), рисованием (это помогает гримироваться) и французским языком (чтобы исполнять песни ее любимых шансонье).

Софья считает, что у нее с Еленой Прекрасной – очень самодостаточной героиней Оффенбаха – немало общего. Главное – это любовь к жизни во всех ее проявлениях.

В июне 2016 года певица заняла 1-е место на конкурсе в рамках Международной оперной академии в Монтекатини (Италия).

«Прекрасная Елена» – это сложнейшая работа, где актер должен разговаривать как драматический, а петь как оперный. Если говорить о Софье Некрасовой, то ее героиня – это прежде всего очень волевая, активная женщина. Это трудный вокал, и актриса, кроме обаяния, должна обладать абсолютно уверенным пением. Вот тогда рождается магия того, что называется великая оперетта или, как считал Оффенбах, комическая опера», – заявил художественный руководитель театра «Санкт-Петербургъ Опера» Юрий Александров.