Кто и как проследит за безопасностью: Петербург готовится принять Главный военно-морской парад
В ночь с 15 на 16 июля движение по Литейному, Троицкому, Дворцовому и Благовещенскому мостам закрыли, пролеты переправ подняли. Петербуржцы и гости города с набережных могли наблюдать, как корабли проходят в акваторию Невы.
Зрелище было великолепное, но о том, что это репетиция Главного военно-морского парада, догадывались не все. «Петербургский дневник» пообщался с теми, кто сейчас задействован в подготовке к одному из главных событий лета в городе, и выяснил, чем они заняты.
ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Лето – горячая пора для служб, которым положено обеспечивать безопасность и порядок на почти сотне рек и каналов Петербурга. Особенно жарко силовикам приходится во время массовых мероприятий. Таких, как День Военно-морского флота с парадом кораблей в акватории.
Традиционное участие в празднике первых лиц государства, включая президента России, добавляет ответственности сотрудникам силовых структур из разных ведомств. А руководит всем штаб, который определяет каждому подразделению свою задачу и зону ответственности.
ПОДХОДОВ НЕ ДОПУСКАТЬ!
Отметим, что работа силовиков начинается задолго до праздника – с того момента, как на Неве появляются первые швартовые бочки, а вслед за этим встают на стоянку корабли, участвующие в статическом показе.
У нас на глазах от пирса моторизованной роты ОМОНа «Балтика» на Большой Невке отчаливает катер и, набирая скорость, уходит в строну Невы. Пройдя мимо «Авроры», он выходит в акваторию напротив Петропавловки и начинает патрулирование. Здесь экипажу предстоит провести несколько часов, обеспечивая общественный порядок на воде.
«Перед «Алыми парусами» постоянно находятся желающие причалить к понтонным полям, вылезти на понтон и сделать селфи на фоне аппаратуры для светового шоу», – рассказывает командир взвода роты капитан полиции Игорь Нестеров (фамилия изменена).
И перед Главным военно-морским парадом таких желающих хоть отбавляй. Понятно, почему Росгвардии круглосуточно приходится держать катера на Неве. По словам командира моторизованной роты ОМОНа «Балтика» полковника полиции Михаила Филиппова, в этом году требования к обеспечению безопасности во время подготовки и проведения Главного военно-морского парада ужесточились.
Например, когда лодка или катер пытаются подойти к боевому кораблю, кто может дать гарантию, что их экипаж руководствуется лишь любопытством и преследует сугубо мирные цели? Поэтому задача – таких подходов не допускать. А во время репетиции и собственно парада акваторию Невы закрывают наглухо для всех, невзирая на чины и статусы.
РАБОТА КРУГЛЫЙ ГОД
Методы пресечения попыток войти за запретный периметр отработаны. Чаще всего потенциальному нарушителю достаточно вида катера Росгвардии с включенными проблесковыми маячками, чтобы отказаться от своих намерений. А в крайнем случае, чтобы не дать нарушителям войти в зону оцепления, сотрудники готовы подставить свой катер под удар. Для росгвардейцев Главный военно-морской парад окончательно завершится только в тот момент, когда с Невы уйдут корабли и снимут швартовые бочки.
При этом работы у сотрудников Росгвардии если и убавится, то ненамного.
«Мы продолжим выполнять свои основные задачи. Это охрана общественного порядка и безопасности в акватории, поддержка во время рейдов Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), управления МВД на транспорте, Государственного морского и речного регистров, участие в обеспечении охраны важных государственных объектов и содействие пограничным войскам ФСБ России в предотвращении незаконного пересечения государственной границы», – поясняет полковник полиции Филиппов.
Рота оснащена катерами для выполнения разных задач. Самый универсальный – «Кальмар»: с хорошим ходом, экономичным двигателем и большим запасом топлива. Он может часами находиться в заданном районе, выполняя поставленную задачу.
Есть катера с низкой рубкой, которые могут проходить под петербургскими мостами на малых реках и каналах. Есть мореходные. А для работы зимой – суда на воздушной подушке.
НАРУШИТЕЛИ
Для пресечения административных нарушений и обеспечения порядка сотрудники Росгвардии имеют право досматривать плавсредства, проверять документы у судоводителей.
Чаще всего нарушителями становятся частники. Однако, по словам сотрудников роты, с теми, кто возит туристов и для кого это бизнес, проблем практически не бывает. Большинство судов принадлежит компаниям, которые заинтересованы в том, чтобы у них не возникало неприятностей.
К тому же они достаточно организованны, с ними проще работать – особенно в дни, когда из-за массовых мероприятий вводятся ограничения. Капитаны таких судов знают, что можно, а что нельзя, за что можно лишиться лицензии и остаться без работы.
«Чаще всего приходится сталкиваться с несколькими видами нарушений, – рассказывает Михаил Филиппов. – Несоблюдение установленных правил плавания, употребление капитаном спиртных напитков и отсутствие регистрации маломерных судов или удостоверений на право управления. Если выявляется нарушение, судно доставляют на штрафстоянку. А дальше делом занимается либо ГИМС, либо полиция на транспорте – по поднадзорности».
Так что и после парада у сотрудников роты на катерах ОМОНа работы хватит. Немного перевести дух они смогут, только когда закроется навигация.
«В день праздника наши катера за несколько часов займут свои позиции в оцеплении, чтобы контролировать запрет на движение плавсредств на Неве и прилегающих реках. Снимем оцепление только спустя установленное штабом время», – добавил Михаил Филиппов.
515 задач выполнено экипажами катеров Росгвардии в период навигации 2023 года в акваториях Санкт-Петербурга. Досмотрено 72 и задержано 29 плавсредств. Моторизованная рота на катерах ОМОНа «Балтика» круглосуточно следит за порядком в акватории Невы.