Обратная сторона музыки: как в Филармонии водят экскурсии по Большому залу
Побывали на экскурсии и корреспонденты «Петербургского дневника».
Увидеть невидимое
Наше путешествие по миру закулисья началось на… тротуаре Михайловской улицы, возле арки, над которой красуется надпись: «1839 год». Ведь именно к 185-летию открытия здания столичного Дворянского собрания (где теперь находится Филармония) и приурочен старт этого экскурсионного проекта.
«Его главная цель – показать, что в нашем музыкальном заведении слились воедино и политика, и просвещение, и социальная история, и, конечно, история культуры», – рассказывает наш экскурсовод и «по совместительству» заместитель директора Филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.
И вот что важно: в ходе экскурсии нам заодно представится шанс заново увидеть в Филармонии даже то, что, казалось бы, уже «засмотрено до дыр». Да вот, скажем, многие ли из петербуржцев обращают внимание на ту же дату над воротами? А ведь история строительства этого здания тоже весьма любопытна и полна интересных сюжетных поворотов.
Или, допустим, кто-нибудь из завсегдатаев филармонических концертов замечал, что парадная лестница, ведущая из нижнего фойе в Большой зал, очень похожа на… Теребеневскую лестницу в Эрмитаже? Неужели архитекторы друг у друга «подглядывали» идеи? Об этом тоже можно будет узнать на экскурсии.
«Но в любом случае своеобразная перекличка между Дворцовой площадью и площадью Искусств была всегда», – отмечает Юлия Кантор.
Скрипичный ключ и свод законов
И это тоже чистая правда. Потому что Дворянское собрание являлось не только музыкальным центром столицы и всей империи, о чем напоминает мемориальный список в верхнем фойе с именами 19 всемирно известных композиторов, которые выступали в Большом зале (кстати, многие ли нынешние посетители дают себе труд внимательно ознакомиться с указанным перечнем?).
В этом пантеоне музыки вершились ведь и дела государственной важности. Потому что здесь – так и хочется сказать: в перерывах между концертами – проходили заседания как самого Дворянского собрания, так и Государственного совета страны!
О том, что привлекало сюда высших сановников и царедворцев империи помимо музыки, тоже расскажут во время экскурсии. А заодно покажут точное место, где находилась императорская ложа и как она выглядела. Мы же пока можем сказать, что хотя ее внешние атрибуты и не сохранились, но своеобразная энергетика осталась. Тем более что это место и поныне находится в разряде «Посторонним вход запрещен».
Слезы композитора
Ну и, разумеется, никого не составит равнодушным возможность попасть в святая святых – за сцену. И даже один вид зрительного зала с этого ракурса дорогого стоит. К тому же за кулисами есть, так скажем, рахманиновский уголок, о котором знают далеко не все почитатели таланта этого великого композитора. В этом укромном месте маэстро, уединившись, горько плакал, переживая свою творческую неудачу, не зная, что на самом деле это был его первый триумф.
А вот в царских покоях (есть, оказывается, в Филармонии и такие помещения) никаких особых указателей не нужно – подлинные обстановка и интерьеры говорят сами за себя. К тому же некоторые из элементов убранства имеют музейную и историческую ценность. Но главное, что эти комнаты, по сути, сохранили свой статус до сих пор.
Ведь, к примеру, в бывшей свитской (где коротали время сопровождавшие монарха доверенные лица) сегодня отдыхают во время антрактов выступающие с концертами солисты. А в уютной диванной, предназначенной для самодержца и его семьи, – дирижеры. И у кого повернется язык сказать, что эти люди не царской крови?
Ну и, разумеется, в этих же покоях находят свое временное пристанище посещающие концерты первые лица страны и почетные гости. Ведь сюда ведет отдельная, конечно же царская – и по названию, и по статуту, и по оформлению, лестница, берущая свое начало в отдельном же царском фойе. Можно сказать, что в Филармонии скрыт от посторонних глаз своеобразный мини-дворец. Нам, по крайней мере, временами казалось, что мы находимся в… Эрмитаже.
Рецепт хорошего звучания
Настоящими изюминками обзорной экскурсии являются старинный музыкальный орган и его ангел-хранитель – органных дел мастер. Который позволил нам в буквальном смысле в деталях изучить своего уникального подопечного. Но только визуально. Прикасаться к каким-нибудь деталям этого поистине колоссального и одновременно чрезвычайно нежного музыкального инструмента запрещено.
Зато не запрещено задавать вопросы. В том числе и о «биографии» старинного органа, имеющей, как оказалось, самые настоящие медицинские «корни». Так что Филармония, можно сказать, теперь еще и единственное в стране музыкальное учреждение, которое врачи могут считать по праву своим.
Энциклопедия жизни
И это еще не все секреты, о которых нам удалось узнать во время экскурсии. Ведь, к примеру, только один рассказ о блокадной деятельности Филармонии может раскрыть целую галактику неизвестных «планет»-фактов. Скажем, много ли найдется сегодня в городе тех, кто знает, как спасали в Филармонии в это трагическое время знаменитые и великолепные хрустальные люстры?
Иными словами, эта экскурсия, стоимость которой по нынешним меркам можно назвать символической, не просто путешествие в закулисье музыкального учреждения, но и в закулисье истории Петербурга и даже всей страны.
«Мы надеемся, что посетители откроют для себя Филармонию с неожиданной и неизвестной для себя стороны, – говорит Юлия Кантор. – Да и наше месторасположение к тому обязывает. Юрий Хатуевич Темирканов однажды сказал, что Петербург – единственный в мире город, где есть площадь Искусств».
На заметку
1,5 часа – длительность экскурсий, которые проводятся два раза в неделю: по понедельникам (в 12:00 и в 17:00) и по субботам (в 12:00).