«Происходит какое-то то освобождение»: актриса БДТ им. Товстоногова Александра Куликова приняла участие в благотворительном концерте «Петербург. Разговор о настоящей любви»
– Александра, чья это была идея – провести в Петербурге мероприятие в поддержку Донбасса?
– Насколько я понимаю, инициатива принадлежит актеру Нодару Джанелидзе. Организовала концерт актриса Театра им. Ленсовета Алена Баркова, подключился и помог ей Комитет по культуре. Меня пригласили как актрису и как человека, который работает с темой Донбасса уже много лет. Компания у нас была прекрасная, перечислю лишь некоторых артистов: Светлана Письмиченко, Борис Драгилев, Анастасия Мельникова, из Москвы приехал Сергей Горобченко. Все мы были объединены этой бескорыстной историей, все актеры и организаторы работали бесплатно, а деньги от сборов будут направлены в одну из донецких музыкальных школ на покупку инструментов для детей
Нам предоставили полную свободу выбора материала – поэзия, музыка. Режиссер Валерий Кудашов доверил мне открывать и закрывать концерт. Тема была заявлена как любовь в самом широком смысле этого слова. И я в начале прочитала стихотворение Роберта Рождественского «Все начинается с любви», а завершала вечер стихотворением Бориса Пастернака «На ранних поездах». В простом смысле оно вообще не о любви. Но оно – и это абсолютно для меня очевидно – о любви к России.
– Вы же любите и современную гражданскую лирику, стихи донбасских поэтов?
– Да, и когда в 2016 году мы совместно с Борисом Драгилевым создавали спектакль «Россия, не бойся, мы с тобой», то соединили тексты ленинградской блокады и донбасских авторов. И благодаря их поэзии наш спектакль из локального отображения определенного исторического отрезка вдруг приобрел глобальное измерение.
Я считаю, что это целое явление – донбасская поэзия, которая пишется с 2014 года. Егор Воронов, Алиса Федорова, Дмитрий Трибушный, Арсений Александров, Анна Долгарева, Александр Савенков, Лилия Полшкова и многие другие потрясающие люди, с которыми мы в Донбассе познакомились, подружились. Их голосами говорит Донбасс и сейчас, но к ним уже, конечно, присоединилось множество других авторов. К этому моменту вышел не один сборник гражданской лирики – это, повторюсь, огромное явление в нашей
культуре.
После спектакля «Россия, не бойся, мы с тобой» мне казалось, что я полностью творчески высказалась на тему Донбасса. Но два года назад ко мне пришел текст – поэма луганской поэтессы Елены Заславской, написанная с 2014 по 2021 год. Это многослойное повествование о женщине, о времени, о любви, о своей земле… И я поняла, что этот текст люди должны услышать. Сейчас мы готовим новую работу. Нас поддержало государство – проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. До этого мы работали исключительно на энтузиазме. Осенью, 1 ноября, премьера должна пройти в Луганске, а 20 ноября представим постановку «Новороссия» в Петербурге.
– Кто участники этого проекта?
– Сборная команда из Петербурга, Луганска, Донецка, Екатеринбурга и Москвы. Год назад мы создали наше арт-содружество, назвали его «Музыка и Слово», потому что именно музыка и слово – наши главные выразительные средства. В Луганске привлечем к работе студентов старших курсов Академии культуры и искусств им. Матусовского. Женским голосом проекта буду я, а мужскую чтецкую партию исполнит легендарный рок-музыкант Владимир Шахрин.
– Лидер группы «Чайф»?
- Да, именно он. И с ним до проекта я не была знакома. Но в какой-то момент, когда я размышляла о поэме Елены Заславской, мне внезапно на ум пришло его имя. Позвонила на свой страх и риск, отправила ему текст. Конечно, это было нетипичное для него предложение – он музыкант, его все знают, любят именно как певца и автора песен. И вдруг – большая чтецкая программа. Переживала, конечно, ведь поэзия такая тонкая стихия. Откликнется этот текст в другом человеке или нет? А он за ночь поэму прочитал, позвонил мне рано утром и сказал, что готов участвовать.
По жанру это будет сочетание текста и музыки, но с мощным усилением – с нами согласился работать художник мирового масштаба, живописец Юрий Купер. Давно его люблю, его полотна представлены во многих мировых галереях, в театре и в кино он работал и работает с выдающимися мастерами. Прочитав поэму, он сказал очень лаконично: «Я сделаю это». И отказался от гонорара.
– По вашим наблюдениям, внутри творческого сообщества количество людей, готовых душой, своей работой вкладываться в тему Донбасса и спецоперации, выросло?
– Да, значительно. До 2022 года мы с друзьями чувствовали – не побоюсь этого слова – тотальное одиночество. Редко удавалось встретить единомышленника, который тоже разделял боль Донбасса. Сейчас тема перестала быть табуированной, люди от культуры начали высказываться, кто-то поехал в Донбасс, количество творческих работ возросло. В этом есть очевидный плюс: происходит какое-то освобождение, разворот в российской культуре, у кого-то открываются
глаза.
Но есть и минусы: некоторые делают свои работы, потому что изменилась повестка, это стало выгодным для них. Появляются вещи плоские, не очень высокого уровня. Это неизбежно, как две стороны одной медали. В таком потоке патриотических работ простому зрителю нелегко сориентироваться.
– Из того, что сделано на тему спецоперации в литературе, музыке, театре или в кино, с художественной точки зрения что вас впечатлило?
– Это, конечно, тексты. Прежде всего стихи. Из тех, чьи художественные тексты читала и слушала, могу назвать военного журналиста Наталью Курчатову, воина-добровольца Дмитрия Филиппова, также воевавших Григория Кубатьяна и Дмитрия Артиса, волонтера Илью Оленева. Я много работаю, поэтому не могу уследить за всем, разумеется. У наших рок-музыкантов есть достойные работы.
Что касается игрового кино… Может быть, я что-то пропустила. Мне кажется, из того, что я видела, мало что по-настоящему отражает реальность и имеет необходимую для такой темы глубину.
Знаете, возвращаясь к концерту… Важно, что сейчас люди в культуре, единомышленники, все чаще вот так собираются, общаются, обмениваются идеями. Так и формируется среда, в которой рано или поздно должны вырасти новые, настоящие, высокие произведения.
Совсем недавно для человека культуры говорить о своей любви к Родине было почти неприличным, это вызывало в лучшем случае недоумение. А чаще – презрение. Человеку, любящему свою страну, не было здесь места – все глушилось, давилось, маргинализировалось, особенно в молодежной среде. И сейчас мы оказались творчески на выжженном поле.
В российской культуре идут первые пробы, новое осознание, поиски. Успешные или нет – не так важно. Конечно, многие уехавшие из страны артисты и их сторонники внутри России смотрят на нас со злорадством. Но великие фильмы о Великой Отечественной войне родились спустя полтора десятка лет после нее. Я верю, что настоящее художественное осмысление исторических событий, свидетелями и участниками которых мы являемся, только впереди.