От Россини до Римского-Корсакова, от Заячьего острова до Гатчины: в Петербурге открывается фестиваль «Опера – всем»
Сегодня открывается XIII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера – всем» (6+). Всемирно известные музыкальные произведения по традиции прозвучат под открытым небом, а зрительными залами и декорациями станут красивейшие архитектурные ансамбли Северной столицы.
Фестиваль продлится до 27 июля и представит четыре оперы. Проект откроет произведение, сюжетной основой которого стало житие святых Петра и Февронии Муромских. Специально для читателей «Петербургского дневника» мы представляем карту-путеводитель.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Николай Римский-Корсаков
Соборная площадь Петропавловской крепости
Местом для оперы-сказания о святой Февронии Муромской выбрано самое сердце Петербурга – Заячий остров, где зародился наш город. Петр Первый называл новую молодую столицу России парадизом – райской обителью, таким местом был и небесный Китеж-град. Музыку, пронизанную подлинным русским духом, подчеркнут декорации с отсылками к родной природе, народным мотивам, иконописи и древнерусскому зодчеству, а мостом к современности станут цифровые экраны с мультимедийными иллюстрациями.
12 июля, пятница, 20:00
«Итальянка в Алжире», Джоаккино Россини
Площадь перед Елагиноостровским дворцом
Оперы Россини были одними из самых любимых в репертуаре итальянской труппы Петербурга в первой четверти XIX века. К этой эпохе относится и белоснежный Елагиноостровский дворец, творение земляка и современника композитора, чье имя даже звучит похоже – Карло Росси. Основой сюжета комической оперы является противопоставление культур – пленение европейской женщины Востоком. Фасад в стиле строгого классицизма дворца с помощью декораций и ширм превратится в алжирский дворик с фонтаном.
17 июля, среда, 19:00
«Самсон и Далила», Камиль Сен-Санс
Плац перед Гатчинским дворцом
Венценосных владельцев Гатчинского дворца Павла I и Николая I объединяли стремление к порядку, увлечение военным делом, а также любовь к искусству, склонность к театральности. Опера Сен-Санса в романтическом ключе интерпретирует библейский сюжет о подвиге назорея Самсона из Книги Царств. Ветхозаветный герой имеет для Петербурга особое значение – именно с ним сравнивали Петра Великого, а знаменитый фонтан в Петергофе со скульптурой Самсона, разрывающего пасть льва, символизирует победу над Швецией и ее гегемонией. Режиссер-постановщик переносит действие оперы в эпоху гонений на первых христиан. Суровые и аскетичные плац и фасад Гатчинского дворца на один вечер обретут очертания древнеримского амфитеатра.
21 июля, воскресенье, 17:00
«Пиковая дама», Петр Чайковский
Парадный плац Екатерининского дворца
Эту оперу смело можно назвать творением сразу двух русских гениев – Пушкина и Чайковского. «Пиковая дама» также является и самой петербургской оперой. Ее действие привязано к карте города: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини Чернышевой. Екатерининский дворец Царского Села, на фоне которого будет поставлена опера, напомнит о роскошной эпохе молодости одной из героинь, а также о роковой стихии карточной игры, к которой была неравнодушна и великая хозяйка дворца императрица Екатерина Вторая. Сцена будет решена в эстетике парадных залов раннего русского классицизма с элементами рококо и театральной красной дорожкой.
27 июля, суббота, 20:00