Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

«Это было практически смертельное ранение»: нож по ручку вошел в голову полицейскому

В НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе спасли жизнь и восстанавливают здоровье молодому правоохранителю
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Директор НИИ им. Джанелидзе, врач-нейрохирург, доктор медицинских наук, профессор Вадим Мануковский рассказал «Петербургскому дневнику», как спасали пациента.

Случай не обычный

Трагедия случилась еще в марте 2024 года, но только сейчас можно сказать, что пациент уверенно идет на поправку – слишком тяжелым было ранение.

Наряд ППС был вызван вместе с бригадой врачей-психиатров и пожарными к психически больному, который забаррикадировался и поджег свою комнату. Когда, казалось бы, душевнобольной уже успокоился, он неожиданно выхватил кухонный нож с длинным лезвием в вонзил его в висок полицейскому.

«Височная кость тоньше 1 мм, поэтому нож вошел в голову по ручку, было задето левое полушарие мозга. Левое полушарие доминантное, в этой зоне проходят очень важные центры, там находится центр Брока – участок мозга, отвечающий за формирование синтеза речи. Но в мозге еще множество сосудов, рядом среднемозговая артерия. Кроме того, у пациента должен был случиться или инсульт, или внутримозговое кровотечение. Чудом нож прошел так, что не задел магистральные сосуды. Это практически смертельное ранение для человека», – рассказывает Вадим Мануковский.

Он, выпускник Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, нейрохирург, многократно видел тяжелые ранения, поэтому у него были серьезные опасения, что пациент не останется сохранным в плане неврологического статуса.

Фото: НИИ скорой помощи им. Джанелидзе

С помощью 3D-технологий

Директор института рассказывает о поэтапном спасении пациента. Сначала его приняла в приемном отделении дежурная нейрохирургическая бригада во главе с нейрохирургом Тахиром Тамаевым. Врачам необходимо было крайне аккуратно под микроскопом вынуть нож, обработать мозговую рану, чтобы не было вторичного причинения вреда. Закрывать рану сразу нельзя во избежание компрессии, поэтому больному делается как бы временная тонкая заплатка. Через несколько дней врачи приступают к следующим этапам операции – краниопластике, то есть закрытию дефектов костей черепа и твердой оболочки мозга. Ее на этот раз делал Вадим Мануковский.

«Дефект закрывается титановыми или пластиковыми пластинами, специальной затвердевающей пастой или лучше всего – напечатанной на 3D-принтере пластиной, которая с помощью компьютерной томографии формируется в точности такой же, какой была поврежденная часть до травмы. Благодаря хирургической технике и хорошему оборудованию это сейчас доступно. Мы вообще хотим развивать персонифицированную медицину, то есть печатать необходимые составляющие под конкретного человека. Это касается и мозга, и позвоночника», – уточняет нейхрохирург.

В итоге раненый полицейский находится на лечении и реабилитации в НИИ скорой помощи почти 3 месяца. Молодой человек уверенно идет на поправку, и в этом директор института видит заслугу всех медиков, принимавших участие в спасении мужчины.

«Это целый комплекс медицинской помощи начиная от врача скорой помощи, который не вынул, слава богу, нож, и заканчивая делопроизводителем, оформляющим документы», – убежден Вадим Анатольевич.

По его словам, вынуть нож – это только одна часть работы. Затем следует огромная работа реаниматологов, потом реабилитация.

«Кропотливая работа многих специалистов помогла достичь хорошего результата. У нас работают 17 нейрохирургов, за год делается боле 1200 нейрохирургических операций, и вся эта команда слаженна и сработана, начиная от профессора и до самого молодого врача, каждый может выполнять любые виды вмешательств, а дежурная смена может спасти даже при таком смертельном ранении», – убежден директор НИИ скорой помощи.
Пациенту предстоит пройти медицинскую комиссию. Затем, возможно, он вернется работать в органы МВД.

Фото: НИИ скорой помощи им. Джанелидзе