Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

Кинологическая служба МВД отметила юбилей

115 лет назад в Петербурге открылся первый в Российской империи питомник полицейских сыскных собак
Фото: Игорь Осочников

Сегодня в Петербурге у каждой из силовых структур есть своя кинологическая служба – у Росгвардии, у таможни. А у полиции таких центров два – первый находится в подчинении Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, другой входит в структуру управления на транспорте МВД России по Северо-Западному федеральному округу. Возглавляет его подполковник полиции Александр Дмитриев.

ОСОБАЯ ПРОФЕССИЯ

«Наш Центр кинологической службы развивает три направления, – рассказывает Александр Дмитриев. – Это поиск и обнаружение оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, поиск и обнаружение наркотических средств и поиск по человеческому запаху, то есть по следам. Зона ответственности – весь Северо-Запад России, включая Калининград».

В каждом регионе есть кинологические группы или центры. Но основной – в Петербурге. Сюда каждый год съезжаются «транспортные» кинологи округа, чтобы подтвердить квалификацию – свою и подопечных – и получить право продолжать работать.

Стоит отметить, что кинолог – профессия специфическая, и не каждый обладает необходимым для нее набором качеств.

«Для этого мало просто любить животных, – делится подполковник Дмитриев. – Очень много людей отсеиваются на ранней стадии отбора. Если обычным полицейским могут стать 8 кандидатов из 10, то кинологами – единицы».

Приходят в эту профессию разными путями.

«У меня всегда было желание работать с собаками, мечтала иметь немецкую овчарку, – рассказывает младший инспектор-кинолог Северного линейного управления МВД России на транспорте Александра Белякова. – Судьба решила так, что теперь у меня в подчинении две собаки: Валькирия (в обиходе – просто Кира) работает по взрывчатым веществам и оружию и Егерь – специалист по розыску».

В службу Александра пришла четыре с половиной года назад, и уже через месяц за ней закрепили Киру – тогда двухмесячного щенка. Так что профессионально росли вместе – кинолог и собака. Сначала работали с инструктором в центре. Потом – полгода в Егорьевске, в филиале Ростовской школы служебно-разыскного собаководства МВД России, которая обучает кинологов для всего министерства. Через 9 месяцев и Александра, и Кира были готовы к полноценной работе. Егерь попал к кинологу позже.


Фото: Игорь Осочников

ЛУЧШЕ ЛЮДЕЙ

Путь в кинологическую службу у начальника одного из отделений центра, которое отвечает за подготовку и работу разыскных собак, капитана полиции Марии Ходосевич был более долгим. Она окончила юридический факультет и начинала службу в полиции с работы по уголовным делам.

«В какой-то момент поняла: с собаками работать приятнее, чем с некоторыми людьми, и ушла в кинологи. Тут всегда на работу
приходишь – тебе рады», – говорит Мария и добавляет, что все сказанное – шутка. Сегодня у нее, как и у Александры, две собаки. Трехлетний Евро – коренной петербуржец. Родился в питомнике центра. К Марии он попал не так давно. До этого работал с другим кинологом. И тут у человека, насмотревшегося фильмов про Белого Бима Черное Ухо или Хатико, не может не возникнуть вопрос: как собаки относятся к такой смене «напарника»?

«Рабочие собаки должны спокойно воспринимать переход от одного кинолога к другому. Конечно, есть период привыкания. Но вот с Евро у нас быстро контакт произошел», – поясняет Мария.

Она отмечает, что на практике случаи бывают разные, одна собака не похожа на другую. В качестве примера девушка приводит свою вторую подопечную, которая тоже была переведена к ней уже взрослой. В этом случае пришлось помучиться. Два месяца кинолог искала подход к животному. Собака была самодостаточной, не нуждалась в человеке. А сейчас им вместе комфортно работать.

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ

Как же подбирают собак для той или иной работы?

«Чтобы понять, подходит собака для работы или нет, есть несколько тестов, – рассказывает Александр Дмитриев. – Если не пройдет хотя бы один – не принимается на службу. Проводим их в возрасте от 6 месяцев до года».

Для работы по взрывчатым веществам и наркотикам готовят разных собак. Работать по двум профилям запрещено. Нельзя даже переучивать с одного вида на другой. Хотя бы потому, что обнаружение наркотиков и взрывчатки собаки обозначают по-разному. При работе со взрывчаткой их учат не прикасаться к обнаруженной закладке, чтобы не вызвать детонации.

По словам Александра Дмитриева, в идеальном случае на подготовку собаки от момента отбора уходит 6 месяцев. Но это только начало.

«С собаками положено заниматься не менее двух раз в неделю, но мы работаем каждый день. Иначе все навыки угасают», – рассказывает подполковник. Работы у кинологов хватает. Когда приходится выезжать по сигналам о минировании объектов, то на месте всегда сначала работает собака, которая либо покажет отсутствие взрывчатки, либо обозначит саперам место ее нахождения. Едва ли не еженедельно находят наркотики, которые часто обнаруживают в почтовых отправлениях. Работают собаки до 8 лет. Дальше – комиссия, которая решает: можно продолжить службу или пора на пенсию.

«Как правило, отслуживших собак забирают домой кинологи, и там они проводят старость», – рассказывает начальник центра.

В конце июня кинологи МВД организовали соревнования, на которые пригласили коллег из Росгвардии, таможни и других структур. Турнир получился серьезный, хотя главные его участники важности момента явно не осознавали. Для них все происходящее было игрой, за которой следовало поощрение.

Резюмируя, можно сказать, что главный результат их умений – спасенные человеческие жизни.

Фото: Игорь Осочников