Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ирина Чернова: «Удивительная аура Елены Образцовой ощущается до сих пор»

7 июля народной артистке СССР Елене Образцовой исполнилось бы 85 лет
Фото: Юрий Белинский / ИТАР-ТАСС

О певице, ее жизни и судьбе, о сохранении памяти рассказывает директор Культурного центра Елены Образцовой Ирина Чернова.

– Ирина Алексеевна, сейчас мы отмечаем юбилей Елены Васильевны Образцовой. В чем ее феномен?

– Общеизвестный факт: если мы говорим о человеке после его ухода от нас, если мы помним о нем – значит, жизнь его продолжается.

Много ли мы знаем великих имен, которые упоминаем так же часто, как имя Елены Васильевны? Наверное, нет. Думаю, что дело прежде всего в ее преданном отношении к своему искусству. Не случайно она всегда говорила: «Я хотела бы сначала умереть, а потом закончить петь».

Для себя лично я вижу задачу в том, чтобы сохранять память о ней, передавая ее наследие молодым. И наш Культурный центр старается ее выполнять.

– Чтобы стать мировой звездой, достаточно быть только хорошим вокалистом или масштаб личности все равно отражается в пении?

– Конечно! Елена Васильевна была очень умным и пытливым в познании нового человеком. Чтобы постичь всю глубину режиссерского замысла, она много читала, обязательно посещала все выставки. Так, еще будучи очень молодой певицей, она, прежде чем исполнить партию Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», много раз приходила в Русский музей, чтобы погрузиться в ту эпоху и напитаться искусством. Она говорила, что у нее было такое ощущение, будто художник только что отошел от холста и она даже чувствует запах его красок.

Елена Васильевна знала немецкий, английский, французский и, конечно, главный язык оперы – итальянский. Это помогало ей спокойно общаться с собеседником той страны, где она выступала, и петь на языке оригинала.

Она писала небольшие акварельные работы. Сочиняла изысканные стихи. У нее был цикл, посвященный Майе Плисецкой в «Кармен-сюите».

Образцова говорила, что надо читать, изучать историю оперы и идти напрямую к литературному источнику. Одной из ее любимых партий была Кармен в одноименной опере Бизе по мотивам новеллы Проспера Мериме. Когда в Барселоне проходил негласный конкурс-фестиваль, где собралось четыре состава Кармен, а ее Хозе был Пласидо Доминго, именно Елену Образцову назвали лучшей в мире. Сама она говорила, что «Кармен» – единственная опера, которую она не поет, а которая поет ею.

– Елену Образцову сегодня «делят» Москва и Санкт-Петербург. Что связывало ее с нашим городом?

– Во-первых, Елена Образцова родилась в Ленинграде, в знаменитой «Снегиревке». В 1943 году вместе с родителями была эвакуирована в Устюжну Вологодской области. Во-вторых, ее становление как певицы произошло тоже в Ленинграде. В 1948 году мама отвела ее в знаменитый детский хор Марии Заринской во Дворце пионеров. Ее прослушали и, конечно, приняли. Однако солисткой она стала не сразу, так как своим ярким талантом и энергетикой перекрывала других ребят. Тогда ей казалось: чем громче она поет, тем быстрее завоюет внимание слушателей. Почти год она просидела на скамейке кандидатов, после чего все-таки стала солисткой. В то время ей было всего девять лет. Вскоре семья переехала в Таганрог, где она училась сначала в музыкальной школе, а потом ее взяли сразу на второй курс музучилища.

– Как в жизнь Елены Образцовой снова вошел наш город?

– В августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. И на следующий год была принята на первый курс. Причем ее отец, который был главным конструктором завода «Красный котельщик» в Таганроге, выступал против ее решения посвятить себя музыке. Он говорил: «Будешь петь – опозоришь нашу семью» – и предсказывал ей участь певицы, которая выступает в кинотеатре перед началом каждого сеанса.

В 1964-м она блестяще окончила обучение в Консерватории и единственная из всех выпускников получила на госэкзаменах пять с плюсом от великой Софьи Преображенской (народная артистка СССР. – Ред.). Это был ее звездный час.

– Потом случилась Москва?

– Еще студенткой Елена Васильевна блестяще дебютировала на сцене Большого театра в партии Марины Мнишек в опере Мусоргского «Борис Годунов». А ведь ей в то время шел всего 23-й год! Для меццо-сопрано это совсем не возраст. Однако именно эта роль стала ее восхождением на оперный Эверест.

Она перебралась в Москву, но всегда возвращалась в Петербург. Любила жить в отеле «Европа» и мечтала вернуть свою квартиру на улице Маяковского. Конкретно в том доме, где она когда-то жила, сделать это не получилось. И она купила квартиру в соседнем, на последнем этаже. Елена Васильевна очень любила этот район, поэтому и место для Культурного центра выбрала неподалеку.

– Расскажите, как был создан Культурный центр?

– Презентация и официальное открытие Культурного центра состоялось 20 мая 1996 года. Создан он был для того, чтобы Елена Васильевна могла работать со своими учениками и давать мастер-классы не по разным площадкам, а в одном месте. Городом ей было предложено несколько адресов, но она выбрала третий этаж дома на Невском, 65, потому что здесь не было коммунальных квартир.

Надо заметить, что эти помещения до реставрации были в запущенном состоянии. К 2011 году на личные средства Елены Васильевны и благодаря помощи меценатов их привели в порядок. Она очень любила это место. Знаменитые шторы с ее монограммой «ЕО», люстры, мебель, тумбы, в которых находится ее наследие – книги, пластинки, партитуры, – она во всем принимала активное участие. Была нашим дизайнером и руководителем. Ее удивительная аура до сих пор ощущается всеми, кто приходит сюда.

– В чем состоит главная задача Культурного центра Елены Образцовой?

– Свою миссию Елена Васильевна видела в том, чтобы сделать как можно больше полезного в области музыкального образования и просвещения для жителей города, в котором она родилась, где пережила блокаду. Она хотела проводить здесь вокальные мастер-классы, концерты, конкурсы, фестивали, создать фонд видео- и аудиозаписей отечественных исполнителей классической музыки.

Сегодня мы проводим очень много культурно-просветительских проектов. На концертах обязательно включаем в программу сочинения из репертуара Елены Образцовой, рассказываем о ее жизни и творчестве, устраиваем выставки.

Самыми масштабными и значительными из проектов Культурного центра стали Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой, который проводится с 1999 года, и Международный конкурс юных вокалистов Елены Образцовой, его дата рождения – 2006 год.

– Елена Васильевна часто бывала здесь?

– Конечно. Последний раз она давала здесь мастер-класс в начале марта 2014 года, была уже глубоко больна. Ей практически через день делали полное переливание крови. Превозмогая боль, в таком тяжелом состоянии, она приезжала сюда, садилась в арку зала и наблюдала за публикой и исполнителями, общалась с молодыми друзьями.

В декабре Елена Васильевна уже была в гематологическом центре Лейпцига. Ей рекомендовал пройти там курс лечения Хосе Каррерас, который сам прошел через все это и вылечился. Он ей рассказал, что там высококлассные специалисты и она обязательно должна победить болезнь. Но никто не знал, что скажутся последствия блокады. И в момент пересадки костного мозга все закончится так трагически.

В Германии Елену Васильевну посетили тоже очень больной, но скрывающий свою болезнь Иосиф Кобзон и Валентина Терешкова. Она шутила, рассказывала им анекдоты, причем в ее исполнении они звучали очень высокохудожественно.

Про удивительное чувство юмора Елены Образцовой ходит много легенд.

В этом я тоже вижу ее талант. Но мне не всегда нравится, когда акцент делают только на этой стороне ее личности. Елена Васильевна имела прекрасный вкус, была иконой стиля советской певицы, всегда безукоризненно выглядела на сцене, в каком бы состоянии ни находилась. Даже в молодости, когда ее мучили сильные мигрени, она с жуткой головной болью все равно выходила на сцену и никогда не позволяла себе быть неподготовленной.

Породистость была во всем ее облике. Она любила все красивое, элегантное. Да и сама была королевой. Ей дарили свои изделия самые известные модельеры. В последнее время она одевалась только у петербургского дизайнера Татьяны Котеговой. Елене Васильевне нравился черный цвет, и та умела обыграть его именно для Образцовой так, что все забывали, что это черный костюм или платье.

Вообще она любила белый цвет и белые цветы. В нашем Культурном центре всегда стоят белые розы, они сделаны по специальному заказу в Голландии и выглядят как настоящие. Ну а на памятные даты и концерты мы всегда ставим свежие букеты.