Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

О чем говорят на XXX международном кинофестивале «Литература и кино»

Он проходит в эти дни в Гатчине и продлится до воскресенья включительно
Фото: Анна Домрачева / «Петербургский дневник»

Кино началось с Гатчины

Глава Гатчинского муниципального района Виталий Филоненко рассказал, что именно в Гатчине зарождалось кино.

«В 1896 году впервые в России проходили съемки первой российской ленты, посвященной восхождению на престол императора Николая II. В 1920 году здесь впервые в советское время был снят большевистский документальный фильм «Гатчинский фронт», рассказывающий о подавлении вооруженного восстания Керенского и Краснова в ноябре 1917 года. А в 1966 году в Гатчине режиссер киностудии «Ленфильм» Михаил Шапиро работал над съемками первого советского широкоформатного фильма по стереофоническим звукам «Катерина Измайлова», где блестяще сыграла наша ведущая певица Галина Вишневская», – сообщил Виталий Филоненко.

Он отметил, что в Гатчине снято более 100 художественных фильмов. Присутствующие на кинофестивале «Литература и кино» артисты тоже неоднократно снимались в Гатчине.

«Есть еще немаловажный факт. В 1944 году выдающийся актер Юрий Никулин, будучи простым артиллеристом, освобождал Гатчину, а потом много раз приезжал сюда с творческими встречами», – дополнил Виталий Филоненко.

Рекорды кинофестиваля

В этом году международный кинофестиваль «Литература и кино» отмечает свой юбилей. В честь 30-летия организаторы решили представить зрителю 56 картин.

«В конкурсе участвует рекордное количество картин – 56! Из них в конкурсе полнометражного кино – 14 картин. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Большинство картин я не видел. Жду, когда наше жюри даст оценки. Все фильмы посмотреть невозможно. Могу выделить лишь один фильм – это «Агата и сыск. Выгодный риск» режиссера Владимира Койфмана. Это детективная история, там всех ловят, ищут… Меня прельстило то, что в картине роскошный Петербург, интерьеры и шикарные костюмы. Это конец XIX века, царствование Александра III. Очень красиво снято, я, как ленинградец-петербуржец, в восторге», – подчеркнул президент кинофестиваля, заслуженный артист России Владимир Литвинов. 

В программе кинофестиваля есть ретроспективные программы. Не обошли вниманием 100-летие «Мосфильма» и 110-летие «Ленфильма». Есть программа, посвященная исторической памяти, – 100-летним юбилеям писателей-фронтовиков. Например, Юрию Бондареву, автору «Горячего снега», «Окуджавы». Или Владимиру Богомолову, фронтовику, автору романа «В августе сорок четвертого».

«У жителей Гатчины есть возможность посмотреть качественное советское кино, выдающиеся произведения. Кроме того, у нас впервые появился конкурс «Сериалы-экранизации», ведь сериалы захватили весь мир. Еще есть анимация, документальное кино, короткий метр… Представленные произведения, согласно закону нашего фестиваля, объединяют две вещи. Первая – это должны быть экранизации, прямое переложение на язык кино литературного произведения. Вторая – судьба автора или известного литератора должна находиться в основе истории», – сказал директор кинофестиваля Михаил Славский. 

Программный директор кинофестиваля Сергей Симаков дополнил, что в этом году организована деловая программа с обсуждениями проблем литературы.

«Программа обширная, больше 200 заявок. Хотелось взять все, но не хватило бы эфирного времени! Плотность такая, что зрители жалуются. Три зала для кинопоказов, не считая дискуссий. Участвуют Сербия, Прибалтика, Литва, Белоруссия. Сейчас идет бум российского кино. Мы старались ничего не упустить. Я бы хотел уделить отдельное внимание короткому метру. Для многих молодых режиссеров это шаг в большую режиссуру. Думаю, что в скором времени их фамилии будут среди маститых мастеров. Интересен еще межконтинентальный фильм про Достоевского, который снимали страны БРИКС», – рассказал Сергей Симаков.

Особенные награды

На кинофестиваль приехала обожаемая зрителями по фильмам «Евгений Онегин», «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные» исполнительница главных ролей в более чем 50 театральных постановках Светлана Немоляева с внучкой актрисой Полиной Лазаревой. Они представляют фильм-открытие «Чайка».

«Мне приятно что наш фильм отметили. Примечательно, что отдельные сцены мы снимали как раз в Гатчине. Это даже символично. Не знаю, насколько публика в Гатчине строга, но я надеюсь, что они не пожалеют, что пришли на наш фильм. Мы его сделали с большой любовью, работали с удовольствием»,  – призналась режиссер фильма Полина Лазарева.

Светлана Немоляева рассказала, как ей работалось под руководством внучки.

«Работать с Полиной замечательно. Я ее не просто люблю, я ее обожаю! Вначале мне казалось, что это все неосуществимо, ведь я сама росла в семье киношников и понимала, насколько это сложно и трудно. Я, конечно, беспокоилась, но вроде все получилось. Думаю, если бы она меня попросила сняться вверх ногами, у нее бы и это вышло тоже», – пошутила Светлана Немоляева.

К слову, она получила особенную награду на церемонии открытия кинофестиваля. Артистка даже немного растерялась.

«Извините за слезы, что-то я растрогалась. Я люблю Ленинград и Петербург, мой муж ленинградец, и вся моя жизнь прошла по пути из Москвы в Питер»,  – сказала народная артистка РСФСР. 

Специальным призом губернатора Ленинградской области наградили исполнителя главных ролей в фильмах «Любовь и голуби», «Мужики», «Отряд специального назначения», актера театра и кино, народного артиста России Александра Михайлова. Он отметил, что впервые узнал, что в 1944 году Юрий Никулин освобождал Гатчину.

«В 1944 году в бурятском поселке в Забайкалье родился я. Вот какая связь между мной и Гатчиной. В этом году мне будет 80 лет! Я был на гатчинском фестивале 10 лет назад, было так же трогательно и трепетно. Доброжелательная атмосфера сохранилась, и, как говорила Фаина Раневская, «дай бог здоровья организаторам сохранить этот трепет», – рассказал Александр Михайлов. 

В кулуарах кинофестиваля артист поделился мыслями о том, чего не хватает российскому кинематографу: «Однажды Жана Габена спросили, что стоит в основе кинематографа. И он сказал: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий». А я считаю, что если в основе есть литература, то при хорошем режиссере, операторе и хороших актерах и кино получится хорошее. Основа основ – литература. Бондарев, Астафьев. Современному кино нужна хорошая литература».