Яндекс.Метрика
  • Роман Королев

Петербургский Императорский фарфоровый завод отмечает 280-летие

Сегодня на предприятии трудятся более тысячи сотрудников, среди них – 20 профессиональных художников и скульпторов
Фото: Пресс-служба Смольного

«Со дня своего основания завод успешно преодолевал самые суровые трудности и всегда являлся визитной карточкой города. Какие бы события ни происходили, предприятие всегда выпускало продукцию, полностью отвечающую требованиям своего времени. И сегодня предметы, сделанные здесь, являются уникальными и находятся в музеях», – сказал губернатор Петербурга Александр Беглов.

Он добавил, что производящийся здесь и по сей день фарфор – достояние российского и мирового культурного сообщества. Работники предприятия – не просто технологи, рабочие, а настоящие живописцы, создающие произведения искусства.

«Лично у меня уже очень большая коллекция скопилась – что-то дарили, что-то сам покупал. Также мои внуки были здесь и сами лепили – у них тоже есть своя уже коллекция. Фарфор этого предприятия, конечно, является историей многих семей нашего города, и не только», – поделился губернатор.

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

«Несмотря на солидный возраст, завод ощущает себя очень молодым. Например, у нас есть коллекции современного фарфора, и работает у нас очень много молодых людей. Но, безусловно, за эти годы у нас накопилось богатое культурное художественное наследие», – рассказала директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич.

Она добавила, что тем не менее есть и старые, восстановленные коллекции фарфора, который производился начиная с 1744 года – с момента основания завода.

«Завод старается сохранить творческое и производственное наследие, которое копилось эти столетия, – создание скульптур, декоративных ваз, сервизов. Есть даже коллекция фарфоровых платьев и украшений из фарфора. Если какое-то направление перестают производить, то есть риск утери технологии навсегда. Поэтому стратегия завода – сохранить по возможности все», – добавила Татьяна Тылевич.

МНОГОЛИКИЙ ФАРФОР

«Каждый год мы восстанавливаем предметы из императорской коллекции. Люди могут купить копии и, например, поесть из посуды монархов. Она оформлена настоящим золотом, все изделия делаются вручную – роспись одной чашки может занимать до месяца», – рассказала Татьяна Тылевич.

Она добавила, что при восстановлении изделий используется 3D-моделирование, чтобы сэкономить время, но воссоздание одной, например, вазы может длиться до полутора лет.

«Интересно, что именно в нашем городе появилось понятие «агитационный фарфор». Когда большевики национализировали предприятие, они поставили посуду на службу революции – превратили фарфор в пропаганду», – рассказала Татьяна Тылевич.

Она подчеркнула, что эту функцию он нёс и раньше – сам по себе являлся демонстрацией богатства России. Но именно в советское время это стало действительно масштабным, и соответствующие коллекции активно экспортировались. Самые яркие экспозиции завода собирались именно на выставках агитационного фарфора.

«Конечно, советской властью была поставлена задача наладить именно массовое производство фарфоровой продукции и ликвидация дефицита, что, безусловно, снижало качество изделий, но нашему заводу повезло, так как он всегда в том числе нёс дипломатическую функцию – подарки, приемы, сувениры, а на этом уровне качество как раз превыше всего», – добавила Татьяна Тылевич.

СПРАВКА:

В 2024 году Императорский фарфоровый завод отмечает свое 280-летие. Большинство технологических операций на заводе сегодня, как и три века назад, выполняется вручную.  Именно это обеспечивает качество изделий и их уникальность.

Ассортимент предприятия насчитывает около 4000 наименований: предметы из твердого и тонкостенного костяного фарфора, сервизы и памятные сувениры, вазы, жанровая и анималистическая скульптура, декоративные пласты для оформления интерьера, а также музейные реплики.