Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

Как в Петербурге решают проблему с нехваткой педагогических кадров

За последние пять лет в городе ввели рекордное количество новых детских садов и школ. Активизирована и подготовка педагогов, которые будут в них работать
Фото: Анна Домрачева

В Петербурге четвертый год реализуется проект «Команда школьных педагогов «под ключ». Его цель – подготовка молодых специалистов, педагогических кадров к работе в школах и детских садах. За все время проект доказал свою актуальность и продемонстрировал тесную связь Педагогического университета им. Герцена и городской образовательной системы. Уникальность задумки в том, что молодые педагоги еще до окончания университета знают, в какую школу они пойдут работать, и это помогает заранее удовлетворить потребности школ в кадрах. Инициатива реализуется при поддержке правительства Санкт-Петербурга.

Жилье строится. Где брать кадры?

На выездной конференции в Университете им. Герцена подвели промежуточные итоги реализации проекта. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Ирины Потехиной, за 5 лет образовательный ландшафт города принципиально изменился.

«Я помню, как всего пять лет назад у Смольного можно было увидеть родителей с плакатами, которые требовали места в школах и детских садах», – вспоминает Ирина Потехина.

К сегодняшнему дню ситуация кардинально изменилась. За 5 лет, включая этот год, в Петербурге ввели 106 школ и 220 детских садов.

«Это беспрецедентно! Когда я у наших строителей спрашивала, были ли подобные в истории Петербурга строительные рекорды, они мне говорили, что были... Но были сразу после войны, – отмечает Ирина Потехина. – За 20 лет наш город увеличился в полтора раза по количеству построенных квадратных метров жилья. И именно там, в новостройках, стало остро не хватать школ и детских садов».

Вице-губернатор подчеркивает, что школы строятся с учетом требований времени – с бассейнами, большими спортивными и театральными залами, лабораториями и комфортабельными классами.

«Все эти новые школы и сады требуют больших педагогических коллективов. В общей сложности за пять лет нам потребовалось 15 тысяч педагогов! В этом, 2024 году, нам понадобится около 4 тысяч на новые вводные объекты! Где их брать? – задается вопросом Ирина Потехина. – И вот как раз самый эффективный метод – это подготовка молодых педагогов».

По словам вице-губернатора, на данный момент в системе образования Северной столицы находятся около миллиона детей. Чуть больше половины ребят – это дошкольники и младшая школа.

«Есть две основные базы для подготовки учителей. Первая – педагогический Университет им. Герцена, а вторая площадка – педагогический кластер на базе колледжей. В этом году к нам присоединился еще Колледж Некрасова», – добавляет Ирина Потехина.

«Сложная субстанция»

В педагогических кругах говорят, что если учитель продержался год, то, скорее всего, он останется надолго. Но если первый год для педагога окажется стрессовым и невыносимым, то он с высокой долей вероятности решит оставить профессию.

«Недавно я встречалась с прошлогодними выпускниками и пытала их: мол, что было сложно или что больше всего напугало? И вот учительница начальных классов говорит: «Мне нужно урок проводить, а ребенок плачет. Что с этим делать, не знаю», – продолжает рассказ вице-губернатор.

К ее словам присоединяется и ректор Университета им. Герцена Сергей Тарасов.

«Сейчас программа включает отработку практических навыков, психологические тренинги, проектную деятельность... Когда молодые учителя приходят в школу, мы обеспечиваем постоянное сопровождение. Это значит, что они не будут брошены, оставлены. Модель наставничества реализуется в полном объеме», – отмечает он.

Кроме того, организаторы проекта пришли к выводу, что молодому педагогу тяжело приходить в устоявшийся коллектив в одиночку.

«Школа – это сложная субстанция. Так, в школьный коллектив теперь приходят целой командой. Выпускникам от этого гораздо комфортнее. Они целый год к этому готовятся, друг с другом знакомятся, знакомятся со школами или детскими садами, где будут работать», – уточняет Ирина Потехина.

Сергей Тарасов убежден, что проект, который реализуется в Петербурге, очень важен.

«Мы отрабатываем новые технологии и подходы в подготовке учителя. Это проект и инфраструктурный, и содержательный, потому что без педагогов просто невозможно вдохнуть реальную жизнь в новые сооружения. За три года мы подготовили большое количество педагогов, только в этом году уже 50 педагогов – для школ Петербурга. В целом 400 человек выпустились в рамках этого проекта для школ и детских садов», – делится цифрами ректор вуза.

«Никто не убежал»

Команда школьных педагогов «под ключ» достойно представляет Университет им. Герцена не только на уровне школ. Молодые учителя являются участниками и победителями различных профессиональных конкурсов. Так, например, выпускница проекта Анастасия Рыбакова стала победителем конкурса педагогических достижений в номинации «Педагогические надежды».

«У нас есть положительный опыт: целый год ребята работали у нас в новой школе после реновации. То есть это была действующая гимназия №74, у которой появилось обновленное здание с двумя бассейнами. Мы приняли 12 человек на работу. Самое главное – никто не убежал. Все отработали целый год. Ребята вовлечены в свою профессию», – говорит заместитель главы администрации Выборгского района Наталия Никишина.

По ее мнению, основная задача проекта – сохранить молодых специалистов, которые приходят.

«В этом году мы принимаем еще одну команду в большую школу на 1750 человек в новом микрорайоне. Очень заинтересованы в молодых кадрах. Инфраструктура – это хорошо, но душа – это люди, которые там работают», – подводит итог Наталия Никишина.