Яндекс.Метрика
  • Игорь Осочников

«Я сильно переживала за теорию»: машинист поезда Ольга Данилова рассказала о своей работе

Она думала, что будет сложнее
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В петербургском метро становится все больше девушек-машинистов. Одна из них – Ольга Данилова рассказала, почему выбрала работу, которая еще недавно считалась исключительно мужской.

Сегодня все чаще можно встретить женщин в профессиях, которые еще не так давно не только де-факто, но и де-юре считались исключительно мужскими. Например, машинист поезда.

ТЕПЕРЬ МОЖНО

До 2021 года в нашей стране действовал перечень, который ограничивал применение женского труда. В него входило 456 закрытых для девушек специальностей. Критериями для составления списка в свое время стало наличие в данных профессиях «вредных факторов, опасных для репродуктивного здоровья женщин, а потому влияющих на здоровье будущего поколения и имеющих отдаленные последствия».

Но развитие процессов управления и внедрение современных технологий кардинально изменили условия труда на многих рабочих местах. В том числе и там, где традиционно условия считались опасными. Именно поэтому и появился новый список запретных профессий. Он включает уже только сто специальностей.

Сегодня женщинам можно трудиться на морских и речных судах, управлять большегрузными автомобилями и водить электропоезда (включая скоростные «Ласточки» и «Сапсаны»), а также работать машинистами в метро.

Первыми на нововведения отреагировали железнодорожники: к январю 2021 года на РЖД подготовили группу девушек – помощников машиниста. Пробиться в подземку женщинам оказалось сложнее – условия труда диктовали соответствующие требования к кандидатам, и не сразу нашлись те, кто им удовлетворял.

«Нам что при приеме, что во время учебы никто никаких поблажек и послаблений не делал, – делится Ольга Данилова. – Иногда одногруппницы говорили: «Мы же девочки», на что я всегда отвечала, что раз уж пришли в мужскую профессию, должны соответствовать. На мой взгляд, делать послабления – это неправильно. Ведь уровень ответственности у нас одинаковый, когда возим пассажиров».

«ДУМАЛА, БУДЕТ СЛОЖНЕЕ»

Ольга – представительница уже второй волны девушек – машинистов метро. Первые приступили к работе примерно на полгода раньше. В потоке с Даниловой были три обучающихся, но сегодня работают только две из них. С октября прошлого года Ольга водит поезда по красной линии. Несколько месяцев работала «на оборотах» – два машиниста перегоняют состав на конечной станции для следования его в обратном направлении. А с апреля девушка уже одна водит поезда с пассажирами по всему маршруту.

На вопрос, не давит ли ощущение ответственности за сотни пассажиров, которые находятся у нее за спиной в поезде, немного помедлив, отвечает: «Думала, будет сложнее. Но спокойно отношусь к этому».

Половина времени из семи месяцев учебы ушла на освоение теории, вторая – на практические занятия. Обучение проходило в технической школе на территории депо «Автово». Там разработаны как курсы подготовки специалистов с нуля, так и переподготовки уже работающих машинистов на повышение классности.

«В детстве у меня брат хотел стать машинистом метро. Бабушка даже ездила узнавала, какие требования. Но его отговорили. Сказали, что работа очень тяжелая. А вот женщин тогда не брали», – рассказывает Ольга.

А тут от подруги она узнала, что Петербургский метрополитен набирает девушек на курсы машинистов. Решение приняла быстро, хотя у многих ее близких этот шаг вызвал удивление – состоявшийся человек, сын растет, за плечами среднее специальное и высшее образование. И так резко все поменять?

«Я сильно переживала за теорию – никогда до этого с техникой не общалась, а тут электрика. Когда поступали, писали тесты по физике, много технических дисциплин сдавали, потом сочинение, проверки на запоминание, внимательность. Во время одного из тестов пришлось час просидеть в темноте, – вспоминает Ольга. – Работали с психологом – проверяли на способность сконцентрироваться и не реагировать на отвлекающие факторы. И каждый раз, приходя домой или по телефону, делилась – прошла очередной уровень».

ПАССАЖИРЫ УДИВЛЯЮТСЯ

Дома Ольгой гордятся. «Как-то в форме пришла к сыну в школу на концерт. Так он всем с гордостью говорил: «Это моя мама!» – улыбается собеседница «Петербургского дневника».

О том, что новая специальность далась маме нелегко, сын знал не понаслышке. Вместе сидели над домашними заданиями. Он над своим под надзором бабушки, а Ольга рядом над своим.

Она отмечает: если бы не мама, могло бы ничего не получиться. Сначала более полугода напряженной учебы, а сегодня – ночные смены: заступаешь с вечера, во время перерыва отдыхаешь в специальных комнатах депо или на конечной станции, пока метро закрыто на ночь, а утром снова на линию. В это время заботы о сыне лежат на плечах мамы, которая Ольгу поддерживает.

Но если коллеги уже привыкли, то многие пассажиры все еще удивляются, когда в кабине подходящего к платформе поезда видят девичье лицо или слышат объявления названий станций по трансляции женским голосом.

Реагируют положительно.«Мальчики стоят, сердечки показывают», – улыбается Ольга.