Яндекс.Метрика
  • Светлана Дягилева

«Святые покровители Арктики»: иерей Алексей Заруцкий и инокиня Иустиния – об Иоанновском монастыре в Петербурге

В интервью «Петербургскому дневнику» они рассказали о заступничестве Иоанна Кронштадтского
Фото: предоставлено Иоанновским монастырем

Освоение суровых земель российской Арктики никогда не обходилось без благословения свыше. Испытания, выпадавшие на долю исследователей, первооткрывателей, поселенцев и жителей Крайнего Севера, всегда заставляли задумываться о вечных ценностях, душе и Боге. Неудивительно, что величественные монастыри и православные святые хранят сегодня наши северные земли. Один из них – великий русский святой, праведник Иоанн Кронштадтский, мощи которого находятся в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре в Северной столице – одном из мест петербургского турмаршрута «Святые покровители Арктики». О том, почему Север имеет особое значение в православной вере, рассказывают иерей Алексей Заруцкий и инокиня Иустиния.

С юного возраста, выбрав для себя духовный путь, Иоанн Сергиев, впоследствии получивший известность как Иоанн Кронштадтский, являл недюжинное рвение, став одним из самых видных проповедников Русской православной церкви своего времени. По окончании земного пути отец Иоанн не остался в забвении, как и женская обитель, построенная при его непосредственном участии в Петербурге на берегу реки Карповки. По сей день верующие стекаются в храм-усыпальницу Иоанновского женского ставропигиального монастыря, чтобы попросить батюшку Иоанна о помощи.

– Как и при каких обстоятельствах монастырь обрел одну из своих святынь – икону Покрова Пресвятой Богородицы?

– В конце 80-х годов прошлого века монастырь был возвращен Русской православной церкви. Он был в запустении: в обители находилось около 30 организаций, которые располагались здесь в советские годы.

Ну а в начале 90-х, когда монастырь только начали восстанавливать, наши матушки обратились с просьбой к приходам, чтобы они передали в дар какие-то святыни. В Никольском храме на Большеохтинском кладбище нашли икону Покрова Божией Матери, которая хранилась в запаснике. Среди прочих икон матушка-игуменья Серафима выбрала именно этот образ. Он был совершенно темный, едва можно было разобрать, что изображена фигура Божией Матери. Икону поместили в алтаре. Спустя какое-то время сестры-алтарницы увидели, что икона стала постепенно светлеть. Краски становились ярче, мелкие трещинки сами собой затягивались. Постепенно она приобрела тот вид, который сейчас перед нами, хотя ее никто не реставрировал.

Еще интересно, что через эту икону есть связь со святым праведным Иоанном Кронштадтским. На обороте обнаружили надпись о том, что она написана в 1908 году для Леснинского монастыря. Он находился на территории современной Польши, и его тоже окормлял отец Иоанн. Когда батюшка строил нашу обитель на Карповке, то однажды, осматривая постройки, произнес непонятную для всех фразу: «Прибавьте еще для леснинских монашенок». Тогда его никто не понял, но дополнительные кельи построили. С началом Первой мировой войны сестрам из Леснинской обители пришлось эвакуироваться, и многие из них разместились здесь – примерно 40 человек взял под свой кров Иоанновский монастырь. Видимо, сестры и привезли эту икону, благодаря чему она и оказалась в Петербурге.

За сегодняшним внешним и внутренним благолепием стоят труды матушки игуменьи и ее верных помощниц – сестер, священников, прихожан. В монастыре сегодня много дел, все трудятся, очень сильно помогает наша община прихожан, которая сложилась за минувшие годы, а также многие благодетели и благотворители.

– Можно сказать, что Иоанн Кронштадтский был с самого начала заступником обители и остается им по сей день?

– Существует поговорка о том, что все, что происходит в Иоанновском монастыре, – под покровом батюшки отца Иоанна, с его благословения. Он, можно сказать, сам собирает клир нашей обители, избирая каждого из нас. Еще будучи студентом духовных школ Санкт-Петербурга, я приезжал сюда помолиться перед экзаменами и другими трудными событиями. Тогда еще хотелось получить нечто сиюминутное, чтобы батюшка помог сразу. Люди вообще так устроены – в принципе, ждут чего-то здесь и сейчас. Оборачиваясь назад, можно по праву сказать – отец Иоанн не только помог во всем том, о чем мы просили, но и дал нам даже больше. Поэтому к отцу Иоанну прибегают многие верующие. Все, кто к нам приходит, попадают и в усыпальницу, получая молитвенное утешение там, где покоятся мощи отца Иоанна. Думаю, что всех нас – священников, сестер, прихожан – батюшка объединяет под своим покровом.

– С чем сегодня приходят к отцу Иоанну?

– Приходят с различными ситуациями: и болезни, и неурядицы на работе, и проблемы в семье – прошений очень много. Бывают, правда реже, благодарственные. За всем стоит то, что было еще при жизни отца Иоанна Кронштадтского. Тогда в почтовом отделении Кронштадта была секция, куда приходили письма, адресованные именно отцу Иоанну. Их ему приносили в алтарь, и он молился над ними. Было зафиксировано немало чудес, когда по его молитвам случалось то, о чем просили. Сегодня верующие приезжают, так же оставляют прошения, подкладывая их под гробницу. И по сей день батюшка помогает, не оставляя никого неутешенным.

– Ваш монастырь находится в центре Петербурга, но в его стенах ощущается покой. Как мирянам сегодня не утратить душевного равновесия в суете будней?

– Не место освещает человека, а человек место. Если внутри все сложно, есть раздражение, ненависть, утомление, то никакое место не поможет. И наоборот, если есть внутренняя бодрость, жизнь в Духе Святом, то и ситуация противоположная. Миряне должны как можно чаще и глубже вглядываться в путь отца Иоанна Кронштадтского. Весь монастырь пропитан его духом, благодатью. Он задал очень высокий тон духовной жизни.

– И такое духовное рвение отец Иоанн проявлял с юных лет…

– Да, будучи еще молодым священником, Иоанн Кронштадтский тяготел к миссионерству. В середине XIX века поездки в русскую духовную миссию – окормлять отечественные приходы за границей были распространенным явлением. Отец Иоанн тоже мечтал поехать в дальние земли, просвещать народы, но, став священником, столкнулся с бесчинствами, которые устраивали, например, моряки – приходили с рейса, кутили, прожигали жизнь. Отец Иоанн понял, что не нужно ехать куда-то далеко, достаточно заниматься этим здесь. Но он никогда не сделал бы этого, если бы не питался от источника вечной жизни – Иисуса Христа. Он понимал, что Создатель целостен и, питаясь этой целостностью, он сам становится целостным.

– Обитель сегодня принимает верующих Санкт-Петербурга и паломников со всей страны. Любой ли имеет возможность прикоснуться к тому светлому источнику, из которого черпал силы святой праведный Иоанн Кронштадтский?

– Светлый источник, из которого черпал силы отец Иоанн, – это Литургия, Причастие. И к этому источнику каждый не только имеет возможность, но и должен приступать. После того, как дорогой батюшка отошел к Господу в 1908 году, сюда началось настоящее паломничество. Люди и при жизни отца Иоанна приезжали в Кронштадт, прося о молитвенной помощи, а после также стали приезжать и в этот монастырь, молились у его могилы. И точно так же по его молитвам продолжали происходить чудеса.

Двери обители, созданной Иоанном Кронштадтским немалыми трудами, открыты всем желающим. Нужно лишь постараться замедлить суетный мирской бег и приехать на набережную реки Карповки, в Иоанновский женский ставропигиальный монастырь.