В колыбели человечества: как водят экскурсии по пещере «Левобережная»
В честь открытия выставки ведущий специалист по научно-методической работе Ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия» геолог Николай Натальин провел корреспондентов «Петербургского дневника» по пещере «Левобережная» – бывшей подземной выработке по добыче кварцевого песка, используемого для производства стекла, и главной точке притяжения в Саблинском памятнике природы.
С пользой для здоровья
В подземных лабиринтах протяженностью 5,5 километра температура всегда плюсовая. Правда, всего 8 градусов. Песчаниковые колонны, стоящие вразбежку, выполняют роль двойных дверей: потоки холодного воздуха зимой успевают нагреться, а потоки теплого воздуха – остыть.
В условиях влажности и постоянной температуры идеально вызревают сыры и сохраняются органические материалы. По рассказам Николая Натальина, не только елка, встретившая нас и сохранившаяся в первозданном виде с новогодних праздников, не растеряла своей красоты. Однажды рядом с ней поставили в песок обыкновенные розы – простояли месяц, не завяли. И так бы и стояли, если бы кто-то из туристов не захватил их с собой.
Уникальные условия Саблинских пещер идеальны и для аллергиков, и для людей с легочными проблемами. В воздухе некоторых залов обилие полезных аэрозолей. При растворении известняков в воздух попадают аэрозоли кальция и магния, которые при проникновении в бронхолегочные пути человека смягчают их: сухой кашель переходит в мокрый. Саблинские пещеры обладают эффектом настоящей карбонатной спелеолечебницы. Трудно поверить, что всего 25 лет назад на месте этого уникального объекта была самая настоящая помойка.
Из помойки в музей
В начале 90-х годов группа энтузиастов-геологов из Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А.П. Карпинского, в которую входил и Николай Натальин с супругой, взялись за обустройство пещеры «Левобережная», которая на местном сленге называлась просто «Помойка».
Приезжали вечером, работали всю ночь – укрепляли пещеру, чтобы вход не обвалился, а утром – на основную работу. Несмотря на то что знали о «Левобережной» давно, еще в 1976 году ее признали особо охраняемой природной территорией, комплексом не занимались. Геологи вывезли около восьми КамАЗов мусора!
Иногда весь труд уничтожали местные – чувствовали, что входы в пещеру закроют. Не закрыли: обустроили, теперь водят безопасные экскурсии для обычных туристов и более подробные – для студентов-геологов. Как-никак история выработки поражает: та начала работать с 1860 года и является настоящим музеем не только по добыче природных ископаемых, но и с точки зрения палеонтологии: высококачественные стекольные пески накапливались 530 миллионов лет назад, в период Кембрийского моря.
Условия труда рудокопов
Раньше добыча песков из открытых карьеров была невозможна. Было необходимо заходить с обрывов на берегах рек, ведь сверху нужные породы бронируются толстым слоем известняков, с которых падает вода на всех водопадах. Сделать открытый карьер в период открытия Саблинских пещер было невозможно – мощности не хватало.
Добыча кварцевых песчаников подобным способом просуществовала вплоть до 1927 года.
Труд тяжелый. До конца XIX века песчаник выносили к выходу в корзинах, тачки с передним колесом появились лишь к началу XX века. Однако никаких каторжников не было: работали вольнонаемные крестьяне из окрестных деревень. Платили хорошо: можно было заработать до 80 копеек в день, при условии, что корова стоила 3 рубля. Но о рудокопах мало кто заботился: это можно прочувствовать, если ваш рост слегка превышает среднестатистический: приходится продолжительное время сгибаться, чтобы перемещаться и не биться головой об остатки древних морей.
Белый спелеолог
Безусловно, без несчастных случаев не обходилось и во время добычи, и после, когда выработку начали исследовать. Главный мистический объект в пещерах – могила белого спелеолога.
Существует легенда о нем, правда, по словам Николая Натальина, версий у этой легенды больше, чем рассказчиков. Но если обращаться к двум основным: то ли спелеолог заблудился в этой пещере, то ли упал в один из многочисленных провалов и погиб. Самое жуткое заключается в том, что призрак его до сих пор в пещере: плохих людей, занимающихся мародерством, уводит в дальние лабиринты, а хорошим, наоборот, помогает выбраться.
Когда пещера еще не была облагорожена геологами и в нее могли попасть абсолютно все, в ней часто заблуждались подростки, порою бывавшие в нетрезвом состоянии. Дело ли это рук белого спелеолога или простая человеческая безответственность – решать лишь вам.
Колыбель человечества
В пещеры человека тянуло всегда. О чем говорят копии знаменитой наскальной живописи из Каповой пещеры, которые были перенесены в «Левобережную» для сохранения памяти об одной из колыбелей современного человека.
Сейчас на реке Белой, там, где и расположилась Капова пещера, было построено водохранилище, что изменило гидрологический режим: уровень грунтовых вод поднялся. Это настоящая угроза для наскальной живописи, имеющей возраст 16-20 тысяч лет, которая вскоре может просто-напросто скрыться за кальцитовыми натеками.
Если сначала в пещерах люди искали укрытие от холода, ввиду различных гонений, то после они сами начали создавать удивительные места наподобие Саблинских пещер: все же это выработка, созданная руками человека.
Саблинское стекло, к примеру, использовалось для фотографических стекол. Очень вдохновляет, когда осознаешь, что пару десятков тысяч лет назад человек на стенах пещеры пытался изобразить нечто, похожее на реальность, а сейчас на экранах телефонов мы видим точное отображение действительности. И это происходит в том числе и благодаря пещерам.
Саблинское стекло использовалось повсеместно, да и сейчас человек не мыслит своей жизни без этого материала, о чем и повествует выставка «Саблинские кубики», открытая к 25-летнему юбилею Ленинградской областной общественной организации «Сохранение природы и культурного наследия».