Александр Ходачек: «Это говорит о наличии в Дагестане «спящих ячеек» мировых террористических организаций»
По данным МВД РФ, 23 июня более 15 сотрудников полиции погибли в ходе боестолкновений с террористами в Дагестане, также жертвами боевиков стали несколько гражданских. Об этом сообщил глава республики Сергей Меликов.
По его словам, всем семьям погибших и пострадавших будет оказана достойная материальная помощь. Глава региона подчеркнул, что сотрудники полиции «с оружием в руках защищали мир и покой Дагестана», а боевики напали на совершенно мирные объекты.
«Реакция общества на теракт, на мой взгляд, сейчас немного заторможенна, ведь нападения произошли в один день, и сразу в нескольких городах. При этом в Дагестане пострадали в основном работники правоохранительных органов. Возможно, теперь должна произойти консолидация нашего гражданского общества. Как показывает практика, в такие моменты многие россияне проявляют себя с самой лучшей стороны», – говорит президент петербургского филиала НИУ ВШЭ, член Общественной палаты Петербурга Александр Ходачек.
Еще одной общественной реакцией на теракты должна стать «тонкая», кропотливая работа спецслужб и правоохранительных органов по профилактике и предупреждению подобных нападений.
«Думаю, в Дагестане могут быть предложены такие меры, как введение комендантского часа в крупных городах или ограничение передвижения граждан между населенными пунктами. Также может быть ограничен туризм в республику. Как правило, такие рекомендации даются и со стороны туристических фирм, и со стороны правоохранительных органов. В любом случае нужна большая профилактическая работа, так как теракт выявил огромные недостатки в системе безопасности республики. Возможно, у некоторых руководителей силовых структур в Дагестане появилось определенное самоуспокоение», – говорит Ходачек.
Теракты, подобные случившемуся 23 июня в Махачкале и Дербенте, также связаны с незаконным оборотом оружия и экстремистской литературы в республике, продолжил он.
«Также это говорит о наличии в Дагестане так называемых «спящих ячеек» мировых террористических организаций. Что касается сокращения туристического потока в Дагестан, в том числе из Петербурга, то в каждом отдельном случае люди будут принимать свои решения. Ведь во многих россиянах еще весьма силен «дух авантюризма». Поэтому те, кто очень хотел поехать именно в Дагестан, а возможности отправиться на зарубежные курорты у них нет, – эти люди все равно туда поедут нынешним летом», – считает Ходачек.
Кроме того, напомнил он, практика показала, что повторение таких терактов в течение нескольких дней невозможно.
«По всей республике, да и в соседних регионах, тут же идет резкое усиление контроля со стороны правоохранительных органов – и Росгвардии, и МВД, и МЧС с ФСБ. Тем не менее со стороны террористов все равно могут быть неприятные сюрпризы. Например, кто в воскресенье ожидал, что ВСУ возьмут и расстреляют кассетами сотни людей на мирном пляже в Крыму?»
По данным МВД РФ, сейчас ситуация в Дагестане, где 23 июня произошли теракты, полностью контролируется органами госвласти и правоохранителями. С целью выявления всех «спящих ячеек» в республике проводятся оперативные мероприятия. Активная фаза оперативно-боевых мероприятий в Махачкале и Дербенте завершена, сказал Меликов. Он сообщил, что ликвидированы шесть боевиков. Пресс-служба главы региона сообщила, что 24, 25 и 26 июня объявлены в Дагестане днями траура.
Напомним, после теракта глава Сергокалинского района Дагестана Магомед Омаров был задержан в связи с участием его сыновей и племянника в нападениях. Режим КТО был введен в республике вечером 23 июня, после того как неизвестные открыли огонь по синагоге и церкви в Дербенте из автоматического оружия и скрылись на белом Volkswagen Polo. Также был обстрелян пост ДПС. Возбуждено уголовное дело по ст. 205 УК РФ («Теракт»). Сейчас в республике продолжается розыск пособников террористов. Мэр Махачкалы Юсуп Умавов пообещал оказать помощь семьям пострадавших при теракте. Также в Дагестане открыли горячую линию по оказанию помощи пострадавшим в ходе террористических атак.