«Наши собаки ищут людей, потерявшихся в лесу»: сегодня отмечается День кинолога
– Наталья, кинологи обычно делят собак по уровням подготовки. В чем заключается эта градация?
– Условно наших животных можно поделить на четыре категории. Первая – новички. Это собаки, прошедшие тестирование на пригодность к поисково-спасательной службе. Они не прошли аттестацию, но мы уже привлекаем их к тренировкам.
Вторая – собаки, прошедшие первую, промежуточную, аттестацию после первого года обучения. Эта аттестация иллюстрирует, чему научились собака и проводник за год, и является допуском до второго года обучения.
Далее – щенки инструкторов. Как правило, их берет опытный кинолог специально под работу.
И финальный этап – это рабочая аттестация, которая дает право расчету выполнять кинологические задачи в поисково-спасательной работе.
– Кого ищут ваши собаки? Где они работают?
– Безусловно, в большей степени ищут людей, потерявшихся в лесу. Но есть и животные, допущенные к работе на техногенных катастрофах.
– Они нацелены на поиск живых?
– Наши собаки специализируются на поиске именно живых людей. Собак, которые ищут погибших, обучают на другие маркеры запахов.
Бытует мнение, что лучше иметь одну специализацию, но качественную. Но есть и кроссовые собаки, способные распознавать и живых, и мертвых. У нас в отряде их немного.
– Каким образом происходит сам поиск пропавших?
– Местность делится по квадратам, и каждый кинолог закрывает их в зависимости от рельефа и ветра. Если ветер дует с запада, то кинолог начинает работать с востока перпендикулярно движению ветра. Зигзагами, расстояние между которыми в зависимости от опыта собаки, погодных условий и рельефа может составлять от 80 до 100 метров.
И по мере закрытия квадрата кинолог докладывает ситуацию.
– Тяжело привыкать к такой работе?
– Со временем эта работа становится образом жизни не только для кинолога, но и для собаки.
Конечно же, на первых этапах мы много внимания уделяем мотивации собаки. Ведь у каждой своя специфика. Собаки индивидуальны, как люди, что в поведении, что в мотивации.
– Каким образом вы их мотивируете?
– Есть три типа мотивации: социальная, игровая и пищевая.
Сегодня у нас на тренировке преобладают последние. Это собаки, которые в основном предпочитают мотивацию едой. Игровики, в свою очередь, – игрой, а социальные радуются, когда радуется хозяин. Такие альтруисты.
– Хозяева тоже участвуют в ваших уроках?
– Конечно. Они не просто сдают собаку, чтобы кто-то ее тренировал. Это совместный процесс обучения: собака и ее хозяин вместе учатся поисково-спасательным работам.
Помимо этого у нас сейчас есть требование к проводникам: активное участие в жизни кинологической службы. Люди должны быть готовы ходить на поиски минимум пять раз за сезон и участвовать в мероприятиях, которые организует служба. Так что вовлечены все.
– Какие еще есть требования и к собакам, и к хозяевам?
– Прежде всего и для проводников, и для собак – физическая подготовка. Человек должен быть способен пройти минимум десять километров по пересеченному лесу, собака же, в свою очередь, может пробежать в полтора-два раза больше.
Поэтому очень важен размер собаки: слишком маленьких и коротколапых или слишком крупных мы не берем, хотя с последними бывают исключения. И у человека должен быть хотя бы минимальный контакт со своей собакой: идеального послушания не требуем, но реакция на подзыв должна быть почти стопроцентной.
– А почему крупных собак не берете?
– У больших пород идет огромная нагрузка на лапы. Будет совсем нехорошо, если собака травмируется во время поисков, а ты даже поднять ее не сможешь.
Конечно, собака должна как-то различать ситуации, когда она просто гуляет и когда работает. Надевая колокольчик, мы приучаем ее к тому, что игры закончились – началась работа.
Часто тренировка длится около трех часов.