Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Руслан Пухов: «Инновации во время боевых действий нужно внедрять максимально быстро»

Военный эксперт – о Военно-морском салоне в Кронштадте
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В Кронштадте с 19 по 23 июня проходит XII Международный военно-морской салон «ФЛОТ-2024». Как и в прошлом году, он проводится на территории Музея военно-морской славы и выставочного центра кластера «Остров фортов». В этот раз свои инновационные разработки представили более 200 предприятий, 60 из них – из Петербурга.

Как отметил губернатор Петербурга Александр Беглов, Кронштадт принимает Международный военно-морской салон уже второй год подряд. Он добавил, что на сегодняшний день практически 40% всех кораблей и судов строится на верфях Петербурга. В этом году в салоне также участвуют представители иностранных оборонных ведомств – из Азербайджана, Белоруссии, Китая, стран Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Тематика салона в этом году включает кораблестроение и судостроение, оружие и вооружение, системы боевого управления, навигации и связи, корабельные энергетические установки, а также морскую авиацию и инфраструктуру обеспечения.

«По моим впечатлениям, тенденции на нынешнем Военно-морском салоне достаточно разнонаправленные. С одной стороны, любые боевые действия, тем более такие, как нынешняя СВО, – это всегда сильнейший толчок для военных новаций, военной мысли и ВПК в целом. И мы видим, как в целом ряде отраслей у нас идет очень сильное позитивное движение. Причем оно идет как «сверху», так и «снизу» – люди как на фронте, так и в тылу сами создают какие-то инновации в области робототехники, – говорит военный эксперт, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – В целом, с учетом того, какая плотность огня наблюдается на поле боя, всем стало очевидно, что человека нужно «убирать» с него, постепенно заменяя его на роботов и дроны».

При этом военные инновации в первую очередь касаются тех видов и родов войск, которые реально воюют, отметил он.

«Но тех родов войск, которые воюют мало или вовсе не принимают участия в боевых действиях, инновации касаются мало. К сожалению, сегодня наш флот практически не воюет. Мы видим, что украинцы со своими безэкипажными катерами, при помощи Интернета от компании Starlink, совершили фактически мини-революцию в военно-морском деле. Они сделали надводные корабли крайне уязвимыми целями и создали огромные проблемы нашему Черноморскому флоту. Мы видим, что у нас есть определенное отставание от противника в этой сфере, и на нынешнем салоне недаром было представлено сразу несколько моделей отечественных БЭКов», – отметил Пухов.

В России принято гордиться теми разработками, которые были сделаны еще с советских времен или до начала СВО, говорит аналитик.

«Но, с учетом сложившихся обстоятельств, инновации во время боевых действий нужно внедрять максимально быстро. Наши военные и разработчики должны понимать: сейчас не время для того, чтобы попросить у государства 10 млрд рублей на ОКР, потом 10 лет на разработку, а потом еще 100 млрд на то, чтобы запустить инновацию в серийное производство. Сегодня этого времени просто нет, потому что любые боевые действия скоротечны и требуют от нас мгновенных реакций и быстрых ответов противнику. В этом плане нам, к сожалению, есть чему поучиться и у англосаксов, и у украинцев, и даже у негосударственных формирований. Достаточно посмотреть, как те же йеменские хуситы, пусть и с помощью иранцев, в короткие сроки резко осложнили жизнь флоту США, а также фактически вывели из войны Саудовскую Аравию. У них нам тоже есть чему поучиться», – сообщил он.

Пухов также отметил, что нашим военным нужно как можно быстрее дорабатывать и запускать в серийное производство собственные БЭКи.

«По поводу безэкипажных катеров могу сказать, что такие эксперименты вообще-то проводились еще при Сталине. Но нам необходимы собственные, современные ноу-хау для того, чтобы такой катер имел достаточную степень автономности, чтобы он сам мог поддерживать хорошую скорость в открытом море, чтобы противнику было тяжело сбить его с маршрута средствами РЭБ. И главное – чтобы ключевые элементы БЭКов были абсолютно повторяемыми», – продолжил он.

Есть и такой параметр, как доступность, напомнил директор Центра анализа стратегий и технологий.

«Если украинцы с помощью коммерческой составляющей создали флотилию из нескольких десятков безэкипажных катеров, потеряли при нападении почти все из них, но одному БЭКу все-таки удалось атаковать наш корабль, то это стоит им, условно, Х долларов. Но наш корабль стоит в сотню раз больше, чем любой безэкипажный катер. То есть украинцам все равно выгодно производить морские дроны. Поэтому нам при создании БЭКов необходимо помнить, что они должны быть дешевыми. А если делать их по тем же принципам, по которым делаются наши боевые корабли, то для нас это будет и дорого, и очень затратно по времени», – говорит эксперт.

Необходимо понимать, что оборонная промышленность мирного времени и ВПК военного времени – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

«Иногда создается впечатление, что наши военные не очень быстро учатся на своих ошибках. Поэтому та ротация, которая произошла в мае-июне в руководстве Минобороны РФ, однозначно пойдет нам на пользу. Нашей армии и нашему ВПК остро необходим какой-то «свежий ветер», какие-то новые идеи. Потому что в том же ВМФ противника за последние два года произошла реальная революция. И нам необходимо срочно искать ответы на этот вызов», – заключил Руслан Пухов.

Во время открытия салона экипажи пилотажной группы «Русские витязи» выполнили воздушный показ, продемонстрировав зрителям фигуры высшего пилотажа на истребителях Су-35С и Су-30СМ. В свою очередь, «Объединенная судостроительная корпорация» традиционно показала один из крупнейших стендов на салоне. На нем представлено более 38 макетов современных надводных и подводных кораблей, а также гражданских проектов и оборудования.

Одним из объектов экспозиции стал универсальный обитаемый подводный аппарат «Ясон», его строят на площадке завода «Севмаш». Проведение испытаний планируется в этом году. Его будут использовать для геологической разведки и обследования объектов газотранспортной инфраструктуры. Кроме того, ОСК представила подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и «Амур 1650», атомный ледокол проекта 22220, экскурсионно-прогулочные катамараны «Соммерс», «Котлин» и ряд других экспонатов.

Помимо макетов, на территории салона размещены корабли, построенные на предприятиях ОСК: корвет проекта 20380, малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт», подводные лодки проектов 636.3 и 677 и ряд других боевых кораблей. Объединение «Радар ММС» в этом году продемонстрировало на салоне макеты речных и морских пассажирских судов, включая суда на подводных крыльях «Метеор 60М» и «Метеор 120М». Также экспозиция включает беспилотные авиационные системы, часть из которых уже эксплуатируется.

Самым большим экспонатом, представленным предприятием, стал БАС вертолетного типа с максимальной взлетной массой 450 килограммов. Он уже используется нефтеперерабатывающими и газодобывающими компаниями в северных регионах России. Аппарат может также обеспечивать мониторинг акватории, поиск затонувших объектов, заниматься поиском полезных ископаемых и месторождений.

Кроме того, в экспозицию салона в этом году также вошли разработки в области высокоточной навигации, гидроакустики и комплексы автоматизированного управления, которые представило АО «КМП». Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» показала самоходный подводный аппарат и радиолокационную станцию. Концерн «Океанприбор» представил программный комплекс имитационного моделирования и оценки эффективности систем освещения подводной обстановки. А концерн «Моринсис – Агат» – мобильную береговую радиолокационную станцию загоризонтного обнаружения.